Решение от 04.10.2023 по делу № 33-8749/2023 от 29.08.2023

    Судья Рябец Т.В.                                          Дело № 33-8749/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 октября 2023 года                                               г. Владивосток

         Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гареевой А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Прядко К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Дальнегорска Приморского края в защиту прав и законных интересов Дубровиной М. П., Дубровина В. И., Дубровиной А. В., Дубровиной В. В., Дубровина Максима В. к администрации Дальнегорского городского округа <адрес> о возложении обязанности по представлению прокурора г. Дальнегорска на определение Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 июля 2023 года, которым администрации Дальнегорского городского округа Приморского края предоставлена отсрочка исполнения решения Дальнегорского районного суда Приморского края от 25 марта 2021 года

установил:

решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 25 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-198/2021 по иску и.о. прокурора в интересах многодетных граждан, имеющих трех и более детей, на администрацию Дальнегорского городского округа <адрес> возложена обязанность обеспечить земельный участок с кадастровым №, площадью 1498,0 кв.м, расположенный примерно в 72 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес: <адрес>, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

14 июля 2023 года администрация Дальнегорского городского округа Приморского края обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Дальнегорского районного суда Приморского края от 25 марта 2021 года указав в обоснование заявленных требований, что администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края в период с 2017 года по настоящее время в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям, для индивидуального жилищного строительства на территории Дальнегорского городского округа на 2017-2021 годы» проводится работа по обеспечению земельных участков, выделенных для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям инженерной инфраструктурой. В 2017 году администрацией разработаны проекты планировки и межевания территории по <адрес>, как одного из мероприятий в целях дальнейшей подготовки проектно-сметной документации на строительство подъездных дорог к земельным участкам. В 2018 и 2019 годах в ходе реализации программы в соответствии с финансированием и поэтапному исполнению мероприятий по данной программе, администрацией проводилась работа по подготовке проектно-сметной документации на строительство дорожной инфраструктуры к выделенным участкам путем заключения муниципальных контрактов по подготовке проектно-сметной документации на строительство дорожной инфраструктуры согласно федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Однако, обязательства по муниципальным контрактам не были исполнены подрядчиками вследствие не прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий, и расторгнуты в одностороннем порядке. 30 июля 2018 года между администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края и ООО «Центр Геодезии» заключен муниципальный контракт №_168140 на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>. По состоянию на 26 ноября 2018 года результат оказания услуги, а также положительное заключение государственной экспертизы на проектно- сметную документацию и результаты инженерных изысканий ООО «Центр Геодезии» в адрес администрации не переданы, в связи с чем администрацией принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта №. В последующие годы администрацией с ООО «Востокгеопроект» вновь заключен муниципальный контракт №_168140 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>. ООО «Востокгеопроект» обязано было осуществить разработку проектной и рабочей документации, включая сметную документацию, не позднее 7 октября 2020 года, а обеспечение получения положительного заключения экспертизы проектной документации, включая сметы на строительство и результаты инженерных изысканий, не позднее 18 декабря 2020 года. Контракт расторгнут по соглашению сторон. 15 июня 2020 года между администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края и ООО «Хабаровскремпроект» заключен муниципальный контракт №_168140 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>. Работы по данному контракту выполнены в установленный срок и приняты администрацией в полном объеме 14 декабря 2020 года. 13 августа 2021 года и 25 октября 2022 года между администрацией Дальнегорского городского округа <адрес> и ООО «Спецстройпроект» заключены очередные муниципальные контракты №_168140 и №_168140 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>. Контракты расторгнуты по соглашению сторон. В связи с проведением специальной военной операции на Украине в первом квартале 2022 года, денежные средства, выделенные за счет краевых средств субсидий на условиях софинансирования на строительство автомобильной дороги местного значения для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>, а также разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в районе <адрес> в <адрес>, были отозваны <адрес>. В 2022 и 2023 годах администрация Дальнегорского городского округа <адрес> в интересах многодетных семей вновь обратилась в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о выделении субсидий из средств краевого бюджета. Согласно предоставленному ответу из министерства, софинансирование по указанному направлению не предусмотрено в соответствии с Законом Приморского края от 20 декабря 2022 года № 253-K3 «О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». В настоящее время, для принятия мер для обеспечения земельного участка с кадастровым №, площадью 1498,0 кв.м, расположенный примерно в 72 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес: <адрес>, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей, администрацией необходимо финансирование из краевого бюджета в связи с несоразмерностью предстоящих затрат на указанные нужды с бюджетом Дальнегорского городского округа. В период 2023-2025 годов в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории Дальнегорского городского округа» предусмотрено финансирование только за счет средств бюджета Дальнегорского городского округа, что является недостаточным для реализации целей государственной программы и исполнения судебного решения. Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края просила предоставить отсрочку исполнения решения Дальнегорского районного суда Приморского края до 1 ноября 2027 года.

         Определением Дальнегорского районного суда Приморского края от 20 июля 2023 года администрации Дальнегорского городского округа Приморского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 25 марта 2021 года на срок до 31 декабря 2024 года.

    С указанным определением не согласился прокурор, им подано представление, в котором ставится вопрос об отмене определения, как незаконного. Прокурор указывает, что приведенные ответчиком доводы не являются основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, длительное неисполнение судебного акта приводит к злоупотреблению правом со стороны ответчика и нарушению прав многодетных семей. Суд не принял во внимание, что организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения в границах муниципального образования является исключительной компетенцией органа местного самоуправления и не ставится в зависимость от финансирования из бюджета Приморского края. Неоднократное заключение муниципальных контрактов не свидетельствует об эффективности исполнения бюджетных обязательств и полноте принимаемых администрацией мер. Системное расторжение органом местного самоуправления муниципальных контрактов по одним и тем же основаниям в отсутствие претензионной работы свидетельствует об уклонении от решения вопросов местного значения по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения в границах муниципального образования. Также указал, что не могут служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда и доводы заявителя об отзыве Правительством Приморского края денежных средств, выделенных из бюджета Приморского края в виде субсидий на условиях софинансирования на строительство автомобильных дорог местного значения для подъезда к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям в связи с проведением специальной военной операции на Украине, поскольку изложенные в решении суда требования затрагивают вопросы, относящиеся исключительно к компетенции органа местного самоуправления, являющиеся расходными обязательствами администрации Дальнегорского городского округа и в силу ст. 86 БК РФ подлежащие исполнению за счет собственных доходов органа местного самоуправления и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Кроме того, в определении не проведен анализ причин невозможности исполнения в установленные судом сроки иных требований решения суда, по организация электро-, тепло-, и водоснабжения населения, о проведенной и запланированной администрацией Дальнегорского городского округа работе на данном направлении и сроках, необходимых для ее завершения. После вступления решения в силу и до настоящего времени органом местного самоуправления не разработан комплекс мер по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры. Соответствующие доказательства с отражением планов проведения работ, этапов их выполнения, с указанием конкретных сроков, объемов выделенных бюджетных средств на эти цели заявителем не предоставлены. Определенная судом дата отсрочки исполнения решения Дальнегорского районного суда Приморского края до 31 декабря 2024 года установлена формально, в отсутствии анализа финансовых возможностей органа местного самоуправления

        В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ представление прокурора рассматривается единолично судьей суда апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

        Изучив материалы дела, доводы представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

        Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

         Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из указанных норм, а также нормы ст. 56 ГПК РФ, при обращении с заявлением об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного решения заявитель обязан доказать наличие обстоятельств, подтверждающих невозможность исполнения судебного акта в установленный срок.

Как следует из материалов дела, решением Дальнегорского районного суда от 25 марта 2021 года на администрацию Дальнегорского городского округа Приморского края возложена обязанность обеспечить земельный участок с кадастровым №, площадью 1498,0 кв.м, расположенный примерно в 72 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес: <адрес>, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Обращаясь с настоящим заявлением, администрация Дальнегорского городского округа Приморского края ссылалась на сложность и многоэтапность выполнения работ, на отсутствие субсидирования, при этом указала на ряд мер, принятых в целях исполнения решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования администрации Дальнегорского городского округа Приморского края и предоставляя отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года, суд, руководствуясь ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, свидетельствуют о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда от 25 марта 2021 года.

С такими выводами суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку судом не учтено, что предоставление отсрочки не будет способствовать установлению баланса интересов должника и взыскателя, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, а также затрагивает права и законные интересы многодетной семьи на исполнение судебного акта в разумный срок.

Ссылки заявителя на сложность процедуры организации работ, длительность выполнения работ, неоднократное внесение изменений в Муниципальные программы относительно сроков строительства инженерных коммуникаций, расторжение муниципальных контрактов, не свидетельствуют об исключительном характере препятствий к исполнению решения суда, поскольку данные вопросы в полном объеме зависят от действий ответчика.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в числе прочего, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.

Кроме того, следует учитывать, что решением суда от 25 марта 2021 года ответчику был установлен двух летний срок для исполнения решения суда. Из представленных заявителем доказательств не усматривается оснований полагать, что в течение двух лет у ответчика имелись неустранимые препятствия для исполнения решения суда.

С учетом изложенного, обжалуемое определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с разрешением вопроса по существу об отказе в удовлетворении требований администрации Дальнегорского городского округа Приморского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

     Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

            ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25 ░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.

         ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                         ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-8749/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Дальнегорска (2-198/2021)
Ответчики
Адм. Дальнегорского ГО
Другие
ОСП Дальнегорского ГО
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Гареева Анастасия Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
30.08.2023Передача дела судье
04.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Передано в экспедицию
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее