Судья Лигус О.В. Дело № 33-1708/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Хомяковой М.Е., Рогожина Н.А.
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зелякова В.С. к администрации <адрес> о взыскании денежной компенсации и компенсации морального,
по апелляционной жалобе Зелякова В.С. на решение Советского районного суда г.Орла от 26 апреля 2017 года, которым исковые требования Зелякова В.С. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения Зелякова В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и полагавшего необходимым оставить решение без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Зеляков В.С. обратился в суд с иском к администрации г.Орла о взыскании денежной компенсации и компенсации морального.
Исковые требования мотивированы тем, что он является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378 и дающих право на обеспечение жильем вне очереди с правом на дополнительную площадь. Администрация г.Орла не обеспечила его жильем, в связи с чем он вынужден был купить квартиру.
По изложенным основаниям просил суд взыскать с администрации г.Орла компенсацию за приобретенное жилье в сумме 400 000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 рублей.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Зеляков В.С. не согласился с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Обращает внимание на то, он является инвалидом II группы в связи с получением травмы при исполнении служебных обязанностей, с 1999 года согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 №378 имеет право на внеочередное обеспечение жильем, не дождавшись государственной поддержки, он в 2004 году купил однокомнатную квартиру.
Считает, что ему должна быть компенсирована стоимость указанной квартиры.
Полагает, что отказ суда в удовлетворении его иска нарушает его права.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Так, в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из статьи 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Частью пятой и шестой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, на гражданина, полагающего, что действиями (бездействием) ответчика ему причинен вред, согласно положениям статьи 56 ГПК РФ, возлагается бремя доказывания ряда обстоятельств: факта причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, совокупность названных условий является основанием для удовлетворения исковых требований.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при разрешении дела о компенсации морального вреда суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Зеляков В.С. с 18.05.1992 является инвалидом II группы, причина инвалидности - трудовое увечье, инвалидность установлена бессрочно (л.д.5).
Согласно заключению врачебной комиссии Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «<...> от 14.12.2015 Зеляков В.С. является инвалидом 2 группы по <...> заболеванию, состоит на учете в группе «Д» наблюдения (л.д.7).
Из справки врачебной комиссии № БУЗ ОО «ОНД» следует, что имеет заболевание <...> входящее в п.№3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378, в соответствии с которым имеет право на внеочередное получения жилья и дополнительной жилой площади.
Постановлением администрации Северного района г.Орла №87 от 16.04.1999 Зеляков В.С. был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением администрации г.Орла от 05.02.2007 №26 Зеляков В.С. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно п. 2 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, так как был обеспечен жильем, имея в собственности 54,5 кв.м общей площади жилых помещений:
-однокомнатную квартиру № общей площадью 33,4 кв.м в <адрес> партизан;
-комнату № в бывшем общежитии завода УВМ общей площадью 21.1 кв.м по <адрес>
Решением Северного районного суда г.Орла от 04.03.2009, оставленного без изменения судом кассационной инстанции Орловского областного суда от 08.04.2009, снятие с очереди было признано законным (л.д.12).
Из ответа заместителя главы администрации г. Орла начальника управлении городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла И.Р.В. следует, что в настоящее время истец имеет в собственности квартиру по адресу <адрес>, общей площадью 33,4 кв.м, что превышает учетную норму 11,5 кв.м общей площади жилого помещения, установленную решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 № 5/058 (л.д.12).
Согласно сведений, предоставленных Росреестром по Орловской области, от 22.03.2017 за Зеляковым В.С. зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу <адрес> общей площадью 33,4 кв.м.
Обращаясь в суд с настоящим иском Зеляков В.С. ссылался на то, что ему положена денежная компенсация за приобретенное жилье в сумме 400 000 рублей, и компенсация морального вреда в размере 1 000 000 руб., причиненного администрацией г.Орла, поскольку он не был обеспечен жильем, как лицо, являющееся инвалидом и страдающего тяжелой формой хронического заболевания, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378 и дающим право на обеспечение жильем вне очереди с правом на дополнительную площадь.
Разрешая требования и отказывая в иске Зелякову В.С., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такая меры социальной поддержки инвалидам как выплата компенсации за приобретенное жилое помещение действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, доказательств, что действиями администрации города Орла нарушены личные неимущественные права истца, в материалы дела представлено не было, поэтому правовых оснований для взыскания с ответчика денежной компенсации морального вреда не имеется.
Признавая указанные выводы суда первой инстанции правильными, судебная коллегия исходит из того, что согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право инвалидов на обеспечение жилым помещением реализуется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право инвалида на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Иного порядка обеспечения жилищных прав инвалидов, в том числе путем выплаты компенсации за приобретенное жилое помещение, законом не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом принято законное и обоснованное решение, а жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ могли бы являться основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зелякова В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи