Решение по делу № 2-86/2015 от 13.04.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы                                                             24 апреля    2015 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р.,

при секретаре Мардаевой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области к Администрации Хужирского муниципального образования о ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земель,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области обратилось в суд с иском к Администрации Хужирского муниципального образования о ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земель.

Просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земельных участков, расположенных на расстоянии 500 - 700 метров юго-западнее окраины п. Хужир:

- площадка № 1, S = 329.81 м2 (географические координаты: N 53° 11.253" Е 107°19,783"; N 53° 1 1.245" Е 107°19,793"; N 53°11.236" Е 107°19,773"; N 53°1 1.248" Е 107° 19,776");

- площадка № 2, S = 298.79 м2 (географические координаты: N 53° 11.240" Е 107°19,750"; N. 53° 11.241" Е 107° 19,738"; N 53°11.253" Е 107°19,751"; N 53°1 1.253" Е 107°19,740");

- площадка № 3, S = 154.05 м2~ (географические координаты: N 53° 11.267" Е 107°19,705"; N 53°1 1.266" Е 107°19,695"; N 53°11.274" Е 107°19,706"; N 53°11.274" Е 107° 19,696");

- площадка № 4, S = 51.70 м2 (географические координаты: N 53° 11.143" Е 107°19,749"; N 53°11.145" Е 107°19,743"; N 53°11.148" Е

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых и отходов и мусора.

Согласно Устава Ольхонского районного муниципального образования в состав территории Ольхонского района входит Хужирское муниципальное образование со статусом городского поселения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ №136-Ф3 в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 раздела 3 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Согласно п. 4.2 раздела 4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 « О введении в действие Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В апреле и мае 2014 года в адрес Управления Росприроднадзора по Иркутской области поступили обращения гражданин (вх. от 25.04.2014 № 0-54, от 05.05.2014 0-57, вх. от 12.05.2014 № 0-59), содержащие сведения о сливе жидких бытовых отходов на территории Хужирского муниципального образования Ольхонского района Иркутской области.

В период с 15.04.2014 г. по 16.04.2014 года Управлением Росприроднадзора по Иркутской области согласно поручению Департамента Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу (вх. 4194 от 08.04.2014 ) на основании поступившего обращения гражданина о незаконном сливе жидких бытовых отходов на о. Ольхон, проведена рейдовая проверка с целью проверки изложенных в обращении доводов (акт о проведении рейдовой проверки от 16.04.2014 № Т-067-в).

К проведению рейдовой проверки привлечен Филиал «ЦЛАТИ по Восточно- Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск (далее ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону), аккредитованный в качестве экспертной организации, привлекаемой к проведению мероприятий по контролю (приказ Федеральной службы по аккредитации от 19.01.2012 № 26 Об аккредитации Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу», свидетельство об аккредитации от 15.06.2012 № РОСС RU.0001.410015, выдано Федеральной службой по аккредитации). Также при проведении проверки присутствовали:

1.    Харнутова Тамара Андреевна - и.о. главы администрации Хужирского муниципального образования;

2.    Урбаханов Эдуард Борисович - специалист по земельно-имущественным отношениям администрации Хужирского муниципального образования;

3.    Гаврилкин Сергей Иванович, проживающий по адресу: Ольхонский р-н, о.Ольхон, п.Хужир, ул.Рабочая, д.8.

В ходе рейдового мероприятия установлено следующее:

Обнаружены места слива ЖБО, указанные Гаврилкиным С.И., которые расположены на территории бывшей свалки твердых бытовых отходов в поселения Хужир, в лесном массиве, примерно на расстоянии 500 - 700 метров юго-западнее окраины населенного пункта. В указанном Гаврилкиным С.И. месте визуализируются следы от транспортной техники (фото № 4-5), от которых в неглубокий овраг уходят следы подтеков, напоминающие ручей, протяженность около 30 метров, шириной примерно 1,5 метра (фото № 6-9). Следы подтеков упираются в кашицеобразную, четко выраженную лужу размером примерно 5м х 5м. рядом с которой расположено замерзшее озерцо, представляющее собой плотную ледовую структуру грязно бежевого цвета, размером примерно 7м х 8м (фото №10-13). На данной территории произведен отбор проб почвы. При захвате почвы на штык лопаты ощущается не резкий, но хорошо уловимый запах, характерный канализационным стокам ЖБО. Со слов Урбаханова Эдуарда Борисовича специалистами Администрации именно этот земельный участок в устной форме указан для сброса на рельеф сточных очищенных вод для владельцев баз отдыха. При этом письменно разрешения Администрация не выдавала.

На расстоянии примерно 50 метров от вышеописанной территории в сторону береговой линии Байкала наблюдается аналогичная картина, где так же был проведен отбор проб (фото №14).

ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск представлено заключение peг. № 01-Г-14 от 13.05.2014 по результатам аналитического сопровождения рейда на о. Ольхон. Пробы отбирались в лесном массиве на расстоянии 1 км от поселения Хужир на территории, где ранее располагалась поселковая свалка. Результаты количественного химического анализа проб почвы (протокол отбора проб почв № 7 от 15.04.2014, протокол КХА почв № 7 от 06.05.2014, отбора проб почв № 8 от 15.04.2014, протокол КХА почв № 8 от 06.05.2014, отбора проб почв № 9 от 15.04.2014, протокол КХА почв № 9 от 06.05.2014, отбора проб почв № 10 от 15.04.2014. протокол КХА почв № 10 от 06.05.2014, отбора проб почв № 11 от 15.04.2014, протокол КХА почв № 1 1 от 06.05.2014) на территории бывшей свалки твердых бытовых отходов пос. Хужир о. Ольхон показали, что наличие в пробах высокого содержания таких веществ как азот аммонийный, фосфат - ион свидетельствуют о хозяйственно-бытовом загрязнении почвы, возможном при сливе на почвенный покров сточных вод хозяйственного бытового назначения или ЖБО.

Согласно представленным (вх. № 6498 от 26.06.2014) расчетам площадей участков загрязненных отходами ТБО и ЖБО, проведенным специализированной организацией ООО «Дельта», установлены следующие размеры:

- площадка № 1, S = 329.81 м2 (географические координаты: N 53°1 1.253" Е 107° 19,783"; N 53°1 1.245м Е 107°19,793"; N 53°11.236" Е 107°19,773"; N 53°11.248" Е 107°19,776");

- площадка № 2, S = 298.79 м2 (географические координаты: N 53°1 1.240" Е 107° 19,750"; N 53°11.241" Е 107° 19,738"; N 53°1 1.253" Е 107°19,751"; N 53°11.253" Е 107°19,740");

- площадка № 3, S = 154.05 м (географические координаты: N 53°11.267" Е 107°19,705"; N 53°1 1.266" Е 107°19,695"; N 53°11.274" Е 107°19,706"; N 53°11.274" Е 107°19,696");

- площадка № 4, S = 51.70 м" (географические координаты: N 53°11.143" Е 107° 19,749"; N 53° 1 1.145" Е 107°19,743"; N 53°11.148" Е 107°19,753"; N 53°11.145" Е 107°19,753").

Согласно проведенным Расчетам размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов, при химическом загрязнении почв (расчет по площадке № 1, расчет по площадке № 2, расчет по площадке № 3, расчет по площадке № 4) размер вреда составил два миллиона девятьсот восемьдесят тысяч пятьсот восемьдесят два рубля восемь копеек (2 980 582,8 руб.).

Содержание формальдегида, тяжелых металлов в отобранных пробах почв превышает фоновые значения и значения предельно допустимых концентраций химических веществ в почве. Это может свидетельствовать о загрязнении почвы твердыми бытовыми отходами, содержащими формальдегид и тяжелые металлы.

Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 "твердые и жидкие бытовые отходы" - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Примечанием к пункту 7.8. ГОСТа 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории поселения. Отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору, вывозу и восстановлению состояния нарушенных земель.

В соответствии с п. 5.9 Положения об Управлении Росприроднадзора по Иркутской области, утвержденного приказом Росприоднадзора от 27.06.2011 № 439, Управление для осуществления своих полномочий имеет право заявлять в установленном порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среды в установленной сфере деятельности.

В силу ч. 2 сг. 78 закона об охране окружающей среды на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ

Согласно ст. 46 Гражданско-процессуального кодекса в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области своего представителя не направил, судом получена телефонограмма о рассмотрении гражданского дела в отсутствие их представителя. Настаивают на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

    Представитель ответчика, глава администрации Хужирского муниципального образования Огдонов Г.В. в судебном заседании не присутствовал исковые требования признал, о чем представил письменное заявление.

    На основании п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

    Судом принимается признание иска, поскольку оно не противоречит закону и правовым актам РФ, а также не затрагивает законные интересы третьих лиц.

Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Статья 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых и отходов и мусора.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ №136-Ф3 в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно п. 3.1 раздела 3 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

В ходе рейдового мероприятия обнаружены места слива ЖБО, которые расположены на территории бывшей свалки твердых бытовых отходов в поселения Хужир, в лесном массиве, примерно на расстоянии 500 - 700 метров юго-западнее окраины населенного пункта. На данной территории произведен отбор проб почвы. При захвате почвы на штык лопаты ощущается не резкий, но хорошо уловимый запах, характерный канализационным стокам ЖБО. Со слов Урбаханова Эдуарда Борисовича специалистами Администрации именно этот земельный участок в устной форме указан для сброса на рельеф сточных очищенных вод для владельцев баз отдыха. При этом письменно разрешения Администрация не выдавала.

На расстоянии примерно 50 метров от вышеописанной территории в сторону береговой линии Байкала наблюдается аналогичная картина, где так же был проведен отбор проб.

ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск представлено заключение per. № 01-Г-14 от 13.05.2014 по результатам аналитического сопровождения рейда на о. Ольхон. Пробы отбирались в лесном массиве на расстоянии 1 км от поселения Хужир на территории, где ранее располагалась поселковая свалка. Результаты количественного химического анализа проб почвы, на территории бывшей свалки твердых бытовых отходов пос. Хужир о. Ольхон показали, что наличие в пробах высокого содержания таких веществ как азот аммонийный, фосфат - ион свидетельствуют о хозяйственно-бытовом загрязнении почвы, возможном при сливе на почвенный покров сточных вод хозяйственного бытового назначения или ЖБО.

Согласно представленным расчетам площадей участков загрязненных отходами ТБО и ЖБО, проведенным специализированной организацией ООО «Дельта», установлены следующие размеры:

    - площадка № 1, S = 329.81 м2 (географические координаты: N 53°1 1.253" Е 107° 19,783"; N 53°1 1.245м Е 107°19,793"; N 53°11.236" Е 107°19,773"; N 53°11.248" Е 107°19,776");

    - площадка № 2, S = 298.79 м2 (географические координаты: N 53°1 1.240" Е 107° 19,750"; N 53°11.241" Е 107° 19,738"; N 53°1 1.253" Е 107°19,751"; N 53°11.253" Е 107°19,740");

    - площадка № 3, S = 154.05 м (географические координаты: N 53°11.267" Е 107°19,705"; N 53°1 1.266" Е 107°19,695"; N 53°11.274" Е 107°19,706"; N 53°11.274" Е 107°19,696");

    - площадка № 4, S = 51.70 м" (географические координаты: N 53°11.143" Е 107° 19,749"; N 53° 1 1.145" Е 107°19,743"; N 53°11.148" Е 107°19,753"; N 53°11.145" Е 107°19,753").

Согласно проведенным Расчетам размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов, при химическом загрязнении почв (расчет по площадке № 1, расчет по площадке № 2, расчет по площадке № 3, расчет по площадке № 4) размер вреда составил два миллиона девятьсот восемьдесят тысяч пятьсот восемьдесят два рубля восемь копеек (2 980 582,8 руб.).

Примечанием к пункту 7.8. ГОСТа 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) предусмотрено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории поселения. Отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору, вывозу и восстановлению состояния нарушенных земель.

В силу ч. 2 сг. 78 закона об охране окружающей среды на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Таким образом, выше указанные обстоятельства, дают основание для удовлетворения иска в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области к администрации Хужирского муниципального образования о возложении обязанности организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земельных участков, расположенных на расстоянии 500-700 м. юго-западнее п. Хужир, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Хужирского муниципального образования Иркутской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации земельных участков, расположенных на расстоянии 500 - 700 метров юго-западнее окраины п. Хужир:

    - площадка № 1, S = 329.81 м2 (географические координаты: N 53° 11.253" Е 107°19,783"; N 53° 1 1.245" Е 107°19,793"; N 53°11.236" Е 107°19,773"; N 53°1 1.248" Е 107° 19,776");

- площадка № 2, S = 298.79 м2 (географические координаты: N 53° 11.240" Е 107°19,750"; N. 53° 11.241" Е 107° 19,738"; N 53°11.253" Е 107°19,751"; N 53°1 1.253" Е 107°19,740");

    - площадка № 3, S = 154.05 м2~ (географические координаты: N 53° 11.267" Е 107°19,705"; N 53°1 1.266" Е 107°19,695"; N 53°11.274" Е 107°19,706"; N 53°11.274" Е 107° 19,696");

    - площадка № 4, S = 51.70 м2 (географические координаты: N 53° 11.143" Е 107°19,749"; N 53°11.145" Е 107°19,743"; N 53°11.148" Е 107°19,753"; N 53°11.145" Е 107°19,753").

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд в течение месяца дней со дня вынесения.

    Судья:                                                                Р.Р. Сыроватская

2-86/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по И.О.
Ответчики
Администрация Х.М.
Администрация Хужирского МО
Суд
Ольхонский районный суд Иркутской области
Дело на сайте суда
olhonsky.irk.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2015Судебное заседание
24.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее