Судья Лёшина Т.Е. №33-10857/2018
Апелляционное определение
«10» сентября 2018 года г.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Подольской А.А.,
судей Назейкиной Н.А., Маликовой Т.А.
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. на решение Сызранского городского суда Самарской области от «18» июня 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Чепуриной С.М., действующей от своего имени и в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 к ООО «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», МУП г.о. Сызрань «Городская управляющая компания» о взыскании переплаты за горячее водоснабжение в размере 12817,22 руб. и о возложении обязанности на МУП г.о. Сызрань «Городская управляющая компания» применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующей по состоянию на 30.06.2012 года - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. в поддержание апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика ООО «УК «Центр» Тибаевой Э.М. (по доверенности №4 от 09.01.2018 года), судебная коллегия
установила:
Чепурина С.М., действующая от своего имени и в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к ООО «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», МУП г.о.Сызрань «Городская управляющая компания» о взыскании переплаты за горячее водоснабжение и о возложении обязанности применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является долевым собственником жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и потребителем коммунальных услуг. В июле 2013 года без согласия собственников жилья ООО «УК «Центр» установлен общедомовый прибор учета горячего водоснабжения. С момента установки данного прибора для пользователей резко возросла стоимость кубического метра горячей воды с 92 руб. до 250 руб. за кубический метр. Впоследствии управление домом осуществляли МБУ «Благоустройство», а в настоящее время МУП г.о.Сызрань «Городская управляющая компания», которые также завышали тарифы и выставляли к оплате завышенные суммы оплаты, чем нарушили права истца, переплатившего с 2015 года за горячее водоснабжение 12 817,22 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчиков переплату за горячее водоснабжение в размере 12 817,22 рублей, возложить на МУП г.о.Сызрань «Городская управляющая компания» обязанность применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующей по состоянию на 30.06.2012 года.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на аналогичные доводы иска, указав, что расчет платы произведен неправильно, горячая вода поступает в дом централизованно из котельной МУП «ЖЭС», которая и должна вести учет тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями статьи 544 Гражданского кодекса РФ, статьи 153, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чепуриной С.М.
Из содержания вышеназванных правовых норм следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов РФ, расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя). В случае, если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, либо в случае, предусмотренном части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, Чепурина С.М. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЛ №314701 от 15.08.2013 года (т. 1 л.д. 6).
Собственником оставшейся 2/3 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение является несовершеннолетний сын истца ФИО1 (т. 1 л.д. 7).
До 31.12.2015 года ООО Управляющая компания «Центр» осуществляла деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу на основании договора управления МКД №821 от 21.09.2014 года (т. 1 л.д. 165-175). За техническую эксплуатацию здания и коммунальные услуги истец оплачивал ежемесячно платежи в ООО «УК «Центр», которой в доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения.
С 01.01.2016 года управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу перешло к МБУ «Благоустройство» по договору на управление МКД №003 от 01.01.2016 года (т. 1 л.д. 91-100), которое продолжило начисление стоимости горячего водоснабжения в доме.
В соответствии с договором управления МКД от 20.08.2016 года с 01.09.2016 года управление многоквартирным жилым домом №№ по <адрес> стала осуществлять МУП «Городская управляющая компания», которое продолжает осуществлять управление МКД по настоящее время (т. 1 л.д. 57-62).
До 2013 года тариф на горячую воду (ГВС) в Самарской области рассчитывался за 1 куб.метр и включал в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расчетное количество тепловой энергии на ее подогрев. С 2013 года порядок определения размера платы за ГВС изменен на основании постановления Правительства РФ от 08.11.2012 года №1149, согласно которому органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на ГВС, который состоит отдельно из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, с 2013 года тариф на ГВС меняется с однокомпонентного (руб./куб.м ГВС) на двухкомпонентный (руб. за куб.м, холодной воды + руб. за Гкал тепловой энергии), в связи с чем в платежных документах граждан услуга «горячее водоснабжение» разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев.
Многоквартирный жилой дом по <адрес>, в котором проживают истцы, оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения - теплосчетчик электромагнитный КМ-5 с заводским номером 82932, который признан расчетным.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 6 пункта 38 указанных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года №1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам №354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок расчета платы за услугу «горячее водоснабжение» для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, оборудованных ОПУ ГВС, на территории Самарской области определен Министерством энергетики и ЖКХ.
Согласно ответу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 05.07.2016 года на обращение Зотовой Л.И. нарушений применения установленных тарифов на горячую воду в спорном многоквартирном жилом доме отсутствуют (л.д.11-17 т.1).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорный период плата за ГВС ответчиками начислялась правомерно и обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании и понимании норм права, не могут быть приняты судебной коллегией.
Ссылка в жалобе на необходимость учета поставленной централизованным образом тепловой энергии котельной МУП «ЖЭС» ошибочна, так как учету в целях оплаты населением подлежит потребленный, но не произведенный коммунальный ресурс.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от «18» июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи