Решение по делу № 33-10857/2018 от 10.08.2018

Судья Лёшина Т.Е.                        №33-10857/2018

Апелляционное определение

«10» сентября 2018 года                        г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Подольской А.А.,

судей Назейкиной Н.А., Маликовой Т.А.

при секретаре Майдановой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. на решение Сызранского городского суда Самарской области от «18» июня 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Чепуриной С.М., действующей от своего имени и в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 к ООО «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», МУП г.о. Сызрань «Городская управляющая компания» о взыскании переплаты за горячее водоснабжение в размере 12817,22 руб. и о возложении обязанности на МУП г.о. Сызрань «Городская управляющая компания» применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующей по состоянию на 30.06.2012 года - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителя истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. в поддержание апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика ООО «УК «Центр» Тибаевой Э.М. (по доверенности №4 от 09.01.2018 года), судебная коллегия

установила:

Чепурина С.М., действующая от своего имени и в качестве законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к ООО «УК «Центр», МБУ «Благоустройство», МУП г.о.Сызрань «Городская управляющая компания» о взыскании переплаты за горячее водоснабжение и о возложении обязанности применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является долевым собственником жилого помещения - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и потребителем коммунальных услуг. В июле 2013 года без согласия собственников жилья ООО «УК «Центр» установлен общедомовый прибор учета горячего водоснабжения. С момента установки данного прибора для пользователей резко возросла стоимость кубического метра горячей воды с 92 руб. до 250 руб. за кубический метр. Впоследствии управление домом осуществляли МБУ «Благоустройство», а в настоящее время МУП г.о.Сызрань «Городская управляющая компания», которые также завышали тарифы и выставляли к оплате завышенные суммы оплаты, чем нарушили права истца, переплатившего с 2015 года за горячее водоснабжение 12 817,22 рублей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчиков переплату за горячее водоснабжение в размере 12 817,22 рублей, возложить на МУП г.о.Сызрань «Городская управляющая компания» обязанность применять к расчету за горячее водоснабжение норматив расхода тепловой энергии, действующей по состоянию на 30.06.2012 года.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на аналогичные доводы иска, указав, что расчет платы произведен неправильно, горячая вода поступает в дом централизованно из котельной МУП «ЖЭС», которая и должна вести учет тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями статьи 544 Гражданского кодекса РФ, статьи 153, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чепуриной С.М.

Из содержания вышеназванных правовых норм следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно положениям Гражданского и Жилищного кодексов РФ, расчеты за горячую воду должны осуществляться с выставлением товарно-платежных документов с указанием объемов потребления коммунальных ресурсов: отдельно тепловой энергии в Гкал и холодной воды (или теплоносителя) на нужды горячего водоснабжения в м3, по показаниям приборов учета (или по нормативам) и установленным тарифам (руб./Гкал и руб./м3 холодной воды (или теплоносителя). В случае, если многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения (теплосчетчиком), позволяющим фиксировать как количество горячей воды, потребленной в доме в м3, так и количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, потребленной в доме в Гкал, количество тепловой энергии, управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, либо в случае, предусмотренном части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом установлено, Чепурина С.М. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АЛ №314701 от 15.08.2013 года (т. 1 л.д. 6).

Собственником оставшейся 2/3 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение является несовершеннолетний сын истца ФИО1 (т. 1 л.д. 7).

До 31.12.2015 года ООО Управляющая компания «Центр» осуществляла деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу на основании договора управления МКД №821 от 21.09.2014 года (т. 1 л.д. 165-175). За техническую эксплуатацию здания и коммунальные услуги истец оплачивал ежемесячно платежи в ООО «УК «Центр», которой в доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения.

С 01.01.2016 года управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу перешло к МБУ «Благоустройство» по договору на управление МКД №003 от 01.01.2016 года (т. 1 л.д. 91-100), которое продолжило начисление стоимости горячего водоснабжения в доме.

В соответствии с договором управления МКД от 20.08.2016 года с 01.09.2016 года управление многоквартирным жилым домом № по <адрес> стала осуществлять МУП «Городская управляющая компания», которое продолжает осуществлять управление МКД по настоящее время (т. 1 л.д. 57-62).

До 2013 года тариф на горячую воду (ГВС) в Самарской области рассчитывался за 1 куб.метр и включал в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расчетное количество тепловой энергии на ее подогрев. С 2013 года порядок определения размера платы за ГВС изменен на основании постановления Правительства РФ от 08.11.2012 года №1149, согласно которому органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на ГВС, который состоит отдельно из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Таким образом, с 2013 года тариф на ГВС меняется с однокомпонентного (руб./куб.м ГВС) на двухкомпонентный (руб. за куб.м, холодной воды + руб. за Гкал тепловой энергии), в связи с чем в платежных документах граждан услуга «горячее водоснабжение» разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев.

Многоквартирный жилой дом по <адрес>, в котором проживают истцы, оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения - теплосчетчик электромагнитный КМ-5 с заводским номером 82932, который признан расчетным.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с абзацем 6 пункта 38 указанных Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года №1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения 2 к Правилам №354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.

Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок расчета платы за услугу «горячее водоснабжение» для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, оборудованных ОПУ ГВС, на территории Самарской области определен Министерством энергетики и ЖКХ.

Согласно ответу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 05.07.2016 года на обращение Зотовой Л.И. нарушений применения установленных тарифов на горячую воду в спорном многоквартирном жилом доме отсутствуют (л.д.11-17 т.1).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в спорный период плата за ГВС ответчиками начислялась правомерно и обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании и понимании норм права, не могут быть приняты судебной коллегией.

Ссылка в жалобе на необходимость учета поставленной централизованным образом тепловой энергии котельной МУП «ЖЭС» ошибочна, так как учету в целях оплаты населением подлежит потребленный, но не произведенный коммунальный ресурс.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от «18» июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Чепуриной С.М. – Зотовой Л.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-10857/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Чепурина Светлана Михайловна, действующая т своего имени и в качестве законного представитенля несовершеннолетнего Чепурина Александра Сергеевича
Ответчики
МБУ Благоустройство
ООО Управляющая компания Центр
МУП г. Сызрани Городская управляющая компания
Другие
МУП ЖЭС
Зотова Людмила Ивановна
Государственная жилищная инспекция Cамарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
10.09.2018Судебное заседание
21.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее