Решение по делу № 3а-181/2020 от 27.07.2020

10OS0000-01-2020-000247-70

№ 3а-181/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 сентября 2020 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретареСафоновой М.В., с участием прокурораФилатовой А.П., представителя административного истца Тихоновой А.И.,представителей административного ответчикаОрса Е.В., Пупышевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства о признании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 г. №177«О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства» в редакции пунктов 1,2, 3 постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17 декабря 2019 г. № 196 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 г. № 177» недействующим в части,

установил:

Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-регулирующий орган, Госкомитет) 20 декабря 2018 г. принято постановление № 177 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства».

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17 декабря 2019 г. № 196 в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 г. № 177 внесены изменения в части пересмотра установленных ранее тарифов на 2020 г. с 1697,35 руб./Гкал на 1557,77 руб./Гкал.

Одним из оснований для пересмотра тарифов на 2020 г. послужило снижение необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 3980 тыс.руб.

Кондопожскоемуниципальное многоотраслевое предприятиежилищно-коммунального хозяйства (далее -Кондопожское ММП ЖКХ) просит суд признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 г. № 177 «О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства» в редакции пунктов 1, 2, 3 постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 17 декабря 2019 г. № 196 в части исключения 3980 тыс.руб., поскольку оно противоречит пунктам33, 43, 53Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания) и пункту 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»(далее - Основы ценообразования).

В судебном заседании представитель административного истцаТихонова А.И.поддержала исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представителиадминистративного ответчика Пупышева М.А., Орса Е.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просили отказать, считая, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетелей П.., С., заключение прокурора Филатовой А.П., полагавшей требования неподлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец является субъектом правоотношений, которые регулируются оспариваемым нормативным правовым актом, следовательно, обладает правом на обращение в суд с административным иском.

Частью 8статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее -Федеральный закон № 190-ФЗ).

В целях реализации данного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. № 232-П утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, в соответствии, с пунктом 1 которого Госкомитет является органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на тепловую энергию.

Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия, - иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.

Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».

Постановление № 177 от 20 декабря 2018 г.«О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства» (далее - постановление № 177) и постановление от 17 декабря 2019 г. № 196 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2018 г. № 177» (далее - постановление № 196) опубликованына официальном интернет-портале правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru27 декабря 2018 г. и 19 декабря 2019 г.

Таким образом, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 177 принято полномочным органом, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в официальном периодическом издании.

Пунктом 4 часть 1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗпредусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ установлены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В силу части 2 статьи 10Федерального закона №190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ).

Установлено, чтопостановлением № 177 Кондопожскому ММП ЖКХ были утверждены тарифы на долгосрочный период регулирования на тепловую энергию и горячую воду, долгосрочные параметры регулирования, установленные на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. с разбивкой по годам, в томчисле на 2020 г.

Первым долгосрочным периодом являлся период 2016-2018 гг., тарифы для которого утверждены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 194 от 25 ноября 2015 г.

Период 2019-2023 гг. является для административного истца вторым долгосрочным периодом регулирования, в котором базовым годом является 2019 г.

Кондопожское ММП ЖКХ 30 апреля 2019 г. обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по ее передаче на 2020 г.

Приказом и.о. Председателя Госкомитета от 16 мая 2019 г. № 153 открыто дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 г. с применением метода индексации установленных тарифов.

Постановлением № 196 приложение № 1, 2, 3 изложены в новой редакции, с 01 июля 2020 по 31 декабря 2020 г. цифры «1697,35» заменены на цифры «1557,77».

Основанием для корректировки тарифа на 2020 г. послужили фактические данные Кондопожского ММП ЖКХ за последний год долгосрочного периода - 2018 г., проведенный анализ фактических затрат, учтенных в составе операционных расходов за 2016-2018 гг.

Сумма фактических операционных расходов за указанный период составила 126378,8 тыс. руб., операционныерасходы принятые в составе НВВ при установлении тарифов составляли 167112,48 тыс.руб., скорректированные операционные расходы (необоснованные расходы) за указанный период составили 18503,8 тыс.руб.

В целях сглаживания динамики изменения тарифов указанные переполученные доходы перераспределены до конца долгосрочного периода, в том числе на 2020 г. в сумме 3980,0тыс.руб.

Сумма 3980,0 тыс.руб в составе НВВ не учтена. Данные обстоятельства подтверждаются экспертным заключением от 09 декабря 2019 г., протоколом заседания Правления Госкомитета от 17 декабря 2019 г. № 180, показаниями свидетелей, сторонами не оспариваются.

Разрешая спор об обоснованности исключения из состава НВВ указанной суммы, суд приходит к следующему.

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает в течение долгосрочного периода регулирования осуществление корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49Методических указаний).

Учет достигнутой регулируемой организацией экономии операционных расходов регламентируют пункты 43 и 44 Методических указаний.

Согласно пунктам 2, 58, 73 Основ ценообразования расчет операционных расходов осуществляется при установлении долгосрочных тарифов, что обусловливает особенности правового регулирования их включения в необходимую валовую выручку, в частности, возможность оставления экономии операционных расходов в распоряжении регулируемой организации (пункты 14, 66 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 43 Методических указаний экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.

Таким образом, основанием для признания операционных расходов экономией необходимо наличие условий: фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем было установлено регулятором, и организация исполняет обязательства в полном объеме. Следовательно, законодатель предусмотрел возможность сохранения экономии в регулируемой организации в случае ее получения от сокращения издержек, в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.

Проверяя соблюдение административным истцом условий, суд установил, что фактические операционные расходыКондопожского ММП ЖКХ действительно составили меньшую величину, чем было установлено Госкомитетом, но при этом административным ответчиком не выполнены показатели удельного расхода топлива на производство тепловой энергии и величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, установленные постановлением Госкомитета от 25 ноября 2015 г. № 194 с изменениями от 23 ноября 2016 г. и приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 14 октября 2015 г. № 232.

Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями административного истца, показаниями свидетеля С., ответом Министерства строительства,жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, из которого следует, что Кондопожское ММП ЖКХ не обращалось за пересмотром установленных объемов отпуска тепловой энергии и технологических потерь за период с 2016 по 2019 гг.

Вместе с тем, суд соглашается с позицией административного ответчика в том, что фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации. В качестве экономии операционных расходов может рассматриваться только та разница между запланированным регулируемой организацией уровнем операционных расходов в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и фактически понесенными в данный период расходами, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования. Иное бы противоречило принципам тарифного регулирования, предусмотренным частью 1 статьи 3Федерального закона № 190-ФЗ, в том числе принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей.

Из анализа положений пунктов 16 и 17Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.

Административный истецне представил в орган регулирования документы, подтверждающие проведение мероприятий по оптимизации расходов, повышения эффективности работы организации. Отсутствуют такие доказательства и в материалах административного дела.

Таким образом, суд находит верным вывод административного ответчика о том, что сумма 18503,8 тыс.руб. не может быть учтена в составе НВВ как экономия, следовательно, она подлежит исключению из НВВ на основании пункта 12 Методических указаний.

Учитывая принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, регламентированный в статье 3 Федерального закона № 190-ФЗ, суд не находит противоречий в применении Госкомитетом в целях сглаживания динамики изменения тарифов, перераспределения суммы 18503,8 тыс.руб. до конца долгосрочного периода регулирования, в том числе на 2020 г. - 3980,0тыс.руб.

С учетом изложенного выше, изучив доказательства представленные сторонами в их совокупности, сопоставив действия Госкомитета с нормами действующего федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление № 177 в редакции постановления № 196соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав административного истца не нарушает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 215КАС РФ, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный правовой акт принят Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в пределах своих полномочий с соблюдением установленной процедуры и не противоречит пунктам 33, 43, 53Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э, пункту 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»,и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и свободы административного истца, следовательно, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства отказать

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 05 октября 2020 г.

3а-181/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Карелия
Кондопожское ММП ЖКХ
Ответчики
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.07.2020Регистрация административного искового заявления
27.07.2020Передача материалов судье
29.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее