Дело № 2а-487/2019 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» января 2019 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Зайцевой Е.М.,
с участием представителей административного истца Мошкина А.Г., Тиунова Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Покрышкин А.А. к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
у с т а н о в и л:
Покрышкин А.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований Покрышкин А.А. указывает, что ему на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства (многоэтажная стоянка) площадью застройки 2 705,3 кв.м. (лит.С), по адресу: <Адрес>, который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящийся в аренде МУП «Пермгорэлектротранс». 08.10.2018 Покрышкин А.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с площадью земельного участка, образуемого под объект незавершенного строительства, равной 4 042 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято оспариваемое решение №-и-7796 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Считает, что данное решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МУП «Пермгорэлектротранс».
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представители доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме.
Административный ответчик, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, который в письменном заявлении в удовлетворении административного иска просил отказать.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения дела было извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, в силу следующего
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).
В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельного кодекса РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно п.1 ст.11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.
Согласно с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В силу п.7 ст.11.4 Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 указанного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.4 ст.11.12 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (пп. 1).
В соответствии с п.1 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п. 16 ст. 11.10).
Из материалов дела следует, что Покрышкин А.А. является собственником объекта незавершенного строительства (многоэтажная стоянка) площадью застройки 2 705,3 кв.м. (лит.С), по адресу: <Адрес>, который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящийся в аренде МУП «Пермгорэлектротранс».
ДД.ММ.ГГГГ Покрышкин А.А. обратился в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером №, площадью 4 042 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято оспариваемое решение №-и-7796 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с указанием на то, что земельный участок расположен в территориальной зоне С-3 (зона транспортных сооружений), в то время как разрешенное использование земельного участка не входит в перечень видов разрешенного использования земельных участков для зоны С-3. Также заявитель не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером №.
В связи с тем, что истец просит образовать земельный участок из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410720:1, находящегося в муниципальной собственности и предоставленном на праве аренды, МУП «Пермгорэлектротранс», являющимся муниципальным предприятием, в силу чего его согласие образование земельного участка не требуется.
При этом административный истец согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет право на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства объекта незавершенного строительства, т.е имел право на подачу заявления об утверждении схемы.
Также суд считает, что перечисленных в оспариваемом решении оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка пункт 16 ст. 11.10 Земельный кодекс РФ не содержит, т.е. отказ в утверждении схемы основан на непредусмотренном законом основании.
Таким образом, суд признает оспариваемое решение Департамента об отказе в утверждении схемы незаконным и нарушающим права истца.
Однако суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не имеется, поскольку судебное вмешательство в компетенцию органов местного самоупарвления законом прямо запрещено.
В качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ), суд считает необходимым обязать Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Покрышкин А.А., об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью раздела земельного участка, с кадастровым номером № площадью 4 042 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, находящегося в муниципальной собственности, о чём сообщить суду и административному истцу.
На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Покрышкин А.А. удовлетворить частично.
Решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-и-7796 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Покрышкин А.А., об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью раздела земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 4 042 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, находящегося в муниципальной собственности, о чём сообщить суду и административному истцу.
Административному истцу Покрышкин А.А., в удовлетворении требований о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказать.
Решение может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И.Плешивцев
Копия верна:
Судья