Дело № 2а-1562/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2020 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Морева Е.А.
при секретаре Носковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Горбачевой Юлии Николаевны к ФКУ ИК №8 УФСИН России по Костромской области о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц по направлению обращений,
УСТАНОВИЛ:
Горбачева Ю.Н. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. Свои требования мотивировала тем, что отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. Истцом 15.03.2019, 27.03.2019, 21.05.2019, 29.05.2019, 05.06.2019 в ГУВД по г.Москве, 18.03.2019, 22.03.2019, 21.05.2019, 26.07.2019, 14.08.2019, 30.08.2019, 04.09.2019, 13.09.2019, 18.09.2019 в МВД России были направлены, путем передачи через сотрудника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области заявления о совершении ФИО4, ФИО5, пенсионером МВД РФ ФИО6 хищения по поддельным документам, принадлежащей ей доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> вал, <адрес>. С целью совершения хищения вышеуказанные лица представили в Росреестр г.Москвы от ее имени поддельные документы свидетельствующие о переходе права собственности и оформления якобы ? доли спорной квартиры. Однако истец такие документы не оформляла и не подписывала, доверенности на представление ее интересов она никому, в том числе ФИО4, ФИО5, ФИО7 не выдавала, документы от ее имени сфабрикованы. Однако характер поступивших в адрес истца ответов свидетельствует о том, что в ГУВД по <адрес> и МВД РФ поступили заявления иного содержания, отличные от тех которые писала истец. В связи с чем истец полагает, что сотрудниками исправительного учреждения перед отправлением совершалась подмена ее обращений. На основании изложенного истец просит признать незаконными действия ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, выражающееся в подмене ее заявлений в ГУВД по г.Москве, в МВД России, в которых истец сообщала о направлении подложных документов в Росреестр г.Москвы, о якобы регистрации ? доли квартиры, чего она не делала, о подаче подложных доверенностей и регистрации сфабрикованных сделок, которые не совершала.
В ходе рассмотрения дела истец Горбачева Ю.Н. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФКУ ИК №8 УФСИН России по Костромской области Еремина Е.Г. исковые требования не признала, указывая на то, что все обращения истца были переданы заведующей канцелярией исправительного учреждения, которая произвела их регистрацию в журнале исходящей корреспонденции и направила почтовым отправлением адресату. При этом подмены обращений не производилось, какой – либо заинтересованности в воспрепятствовании истцу реализовать свое право на обращение в правоохранительные органы у сотрудников исправительного учреждения не имеется. При таких обстоятельствах полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В судебное заседание представитель УФСИН России по Костромской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо МВД России своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассматривать дело в их отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее УИК РФ), а также принимаемыми на его основе нормативно-правовыми актами по вопросам исполнения наказаний.
Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 91 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При этом под обращением гражданина подразумеваются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
УПК РФ также предусмотрено право гражданина на обращение в правоохранительные органы с заявлением о совершении уголовно – наказуемого деяния. Согласно ч. 1 ст. 15 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 12 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно ч. 3 ст. 15 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные к лишению свободы осуществляют данное право через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч. 6 ст. 15 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения закреплены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295.
Согласно пунктам 54 и 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (п. 55 вышеназванных Правил).
Согласно п. 114 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 г. № 463 регистрация отправляемых документов осуществляется службой делопроизводства в журнале учета исходящих документов или в электронной базе данных.
Судом установлено, что осужденная Горбачева Ю.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК №8 УФСИН России по Костромской области.
Согласно журналу исходящей корреспонденции ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области в период с 26 февраля 2019 г. по 18 октября 2019 г. от Горбуновой Ю.Н. поступило в отдел делопроизводства 132 обращения, которые были адресованы, в том числе в ГУВД по г. Москве и МВД России.
В частности, регистрация обращений истца в правоохранительные органы имела место 19, 22, 28 марта 2019 года, 17, 24 мая 2019 год, 11, 18 июня 2019 года, 2 июля 2019 года, 20, 30 августа 2019 года, 13, 18 сентября 2019 года.
В отношении каждого почтового отправления Горбачевой Ю.Н. имеются сопроводительные письма с подписью начальника учреждения.
Таким образом, нарушений порядка приема и отправления почтовой корреспонденции осужденной Горбачевой Ю.Н. администрацией ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области не допущено.
Более того, истец подтвердила факт направления ее обращений в соответствующие государственные (в том числе правоохранительные) органы.
Вместе с тем полагала, что с целью хищения, принадлежащей ей квартиры, сотрудники исправительного учреждения подменяют ее обращения, что ведет к их неправильному разрешению.
По общему правилу, установленному ст. 62 КАС РФ, бремя доказывания заявленных требований и возражений лежит на сторонах.
В соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) обязаны доказать законность обжалуемого решения, а лицо, его оспаривающее, обязано доказать наступление неблагоприятных последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо незаконного возложения на него каких-либо обязанностей.
Вместе с тем, фактических данных в подтверждение наступления для административного истца неблагоприятных последствий, указанных в ст. 218, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, вследствие действий истца по направлению ее обращений в компетентные государственные органы, в деле не имеется.
Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о направлении представителем ответчика всех поступивших в вышеуказанный период в администрацию исправительного учреждения обращений истца.
При этом, каких – либо объективных доказательств, свидетельствующих об искажении изложенной в обращениях истца информации материалы дела не содержат.
Субъективное мнение истца о несоответствии обстоятельств, изложенных в обращениях истца и ответах на них, не подтверждает доводы истца, а лишь указывает на несогласие с результатами рассмотрения ее заявлений.
При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении искового заявления Горбачевой Юлии Николаевны к ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Костромской области о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц по направлению обращений, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Горбачевой Юлии Николаевны к ФКУ ИК № 8 УФСИН России по Костромской области о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц по направлению обращений осужденного в государственные органы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья