Решение по делу № 33-1329/2016 от 11.01.2016

Судья Сергеева Л.В. Дело № 33-329/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мертехина М.В.,

судей Бекловой Ж.В., Цуркан Л.С.,

при секретаре Барабановой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 30 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску Дашука В. А. к Министерству социального развития Московской области, Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке наследования,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения истца и представителей ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Поляткова С.А. обратилась в суд с иском к Филиалу № 34 Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Филиал № 34 ГУ-МОРО ФСС РФ) о признании отказа незаконным, взыскании компенсации за приобретенные технические средства реабилитации.

В обоснование свои требований она указала, что 23 октября 2014 года умерла ее мать – Поляткова А.Н., которая являлась инвалидом 1 группы и состояла на учете в Сергиево-Посадском управлении социальной защиты населения, и которой не была выплачена денежная компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 14665 рублей 90 коп. В установленный законом срок, она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. В рамках наследственного дела, нотариусом был сделан запрос в Сергиево-Посадское УСЗН о размере недополученной Полятковой А.Н. компенсации за ТСР, на что был получен ответ. Она, как наследник Полятковой А.Н., обратилась в Сергиево-Посадское УСЗН с заявлением о выплате компенсации самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, однако, получила отказ в связи с отсутствием полномочий, и ей было рекомендовано обратиться в № 34 ГУ – МОРО ФСС РФ. При обращении в Филиал № 34 ГУ – МОРО ФСС РФ, ей также было отказано ввиду отсутствия полномочий и отсутствие документов на Поляткову А.Н. Также сообщалось, что право на получение такой компенсации не может перейти к другому лицу. Просила суд, признать отказ незаконным, взыскать с ответчиков компенсацию за приобретенные технические средства реабилитации.

В судебном заседании истец Поляткова С.А. исковые требования поддержала, пояснила, что

В ходе судебного разбирательства в качестве ответчика было привлечено Министерство социального развития Московской области, представитель которого иск не признал, пояснил, что действительно в Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения поступали заявления от Полятковой А.Н. о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, по которым были приняты решения, однако денежные средства по данным решениям выплачены не были, так как все полномочия по выплате с 01 января 2015 года были переданы в Фонд социального страхования. После смерти матери, в установленный законом срок, Поляткова С.А. обратилась к ним за выплатой денежных средств за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке наследования, однако выплатить данные средства Управление социальной защиты населения не имеет возможности в связи с отсутствием таких полномочий, в связи с чем, Полятковой С.А. было предложено обратиться в Филиал № 34 ГУ – МОРО ФСС РФ. Просил отказать в иске в части предъявленных к Министерству социального развития Московской области.

В судебном заседании представитель ответчика Филиала № 34 ГУ – МОРО ФСС РФ в судебном заседании иск не признал, пояснив, что поскольку решения о выплате Полятковой С.А. денежных средств принимались Сергиево-Посадским Управлением социальной защиты населения до 30 декабря 2014 года, а полномочия по выплате денежных средств за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации были переданы в Фонд только с 01 января 2015 года, то полагал, что они являются ненадлежащим ответчиком. Просил отказать в удовлетворении иска.

Решением суда исковые требования были удовлетворены частично.

Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Поляткова А.Н. являлась инвалидом 1 группы и состояла в социальном регистре Московской области по Сергиево-Посадскому району в качестве получателя мер социальной поддержки по категории «Инвалид 1 группы по общему заболеванию».

В период с мая по октябрь 2014 года Поляткова А.Н., согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида самостоятельно приобрела технические средства реабилитации (подгузники для взрослых) на общую сумму 14665 руб. 90 коп., Сергиево-Посадским УСЗН были приняты решения о выплате Полятковой А.Н. денежной компенсации, однако денежные средства выплачены не были в связи с задержкой финансирования.

23 октября 2014 года Поляткова А.Н. умерла и была снята с учета в связи со смертью.

Поляткова С.А. является единственной наследницей к наследству умершей Полятковой А.Н.

Нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее из недополученной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР инвалида в сумме 14665 руб. 90 коп.

Поляткова С.А. обратилась в Сергиево-Посадское УСЗ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, однако в выплате компенсации ей было отказано, поскольку с 01 января 2015 года данные полномочия были переданы ГУ МОРО ФСС РФ, в связи с чем, ей было предложено обратиться в филиал № 34 ГУ МОРО ФСС РФ.

При обращении в филиал № 34 ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации (л.д. 11), Полятковой С.А. также было отказано поскольку в связи со смертью инвалида, основания по выплате компенсации у филиала регионального отделения отсутствуют и принимать решение о выплате компенсации филиал не в праве, кроме того, в Фонд социального страхования Сергиево-Посадским управлением социальной защиты населения не были переданы сведения по инвалиду Полятковой А.Н.

Разрешая спор и постановляя по делу решение о взыскании с Министерства социального развития в пользу истца денежные средства за самостоятельно приобретенные наследодателем – матерью истца технические средства реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что решения о выплате Полятковой А.Н. компенсации за приобретенные ею технические средства реабилитации были приняты Министерством социального развития Московской области, в связи с чем, реализация данных решений является обязанностью указанного ответчика, при этом, право на получение указанной компенсации у истца возникло в силу ст.ст. 1112, 1183 ГК РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации, на момент обращения Полятковой А.Н. за получением компенсации в период с июня по октябрь 2014 года.

В п.п. 22-14 – 22-20 раздела «Технические средства реабилитации» Классификации технических средств реабилитации перечислены «Подгузники для взрослых размер М».

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.

В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.

В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

14.10.2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, личное дело Полятковой А.Н. подлежало включению в реестр для оплаты и передаче Филиалу № 34 ГУ – МОРО ФСС РФ, однако, по техническим причинам этого сделано не было.

Между тем, по мнению судебной коллегии, реализация Министерством социального развития Московской области вынесенных им ранее в отношении Полятковой А.Н. решений о выплате компенсаций противоречит требованиям выше приведенных нормативно правовых актов и заключенному Соглашению, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выплате указанной компенсации на Министерство социального развития Московской области нельзя признать правильным.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что право истца на получение денежных средств за самостоятельно приобретенные наследодателем – матерью истца технические средства реабилитации, не возникло.

Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства в числе иного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В силу п. 1 ст. 1183 ГК РФ члены семьи умершего имеют право на получение сумм пенсий или иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, если они подлежали выплате наследодателю, но не получены им при жизни по какой-либо причине.

В соответствии с разъяснением, данным в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.

Таким образом, исходя из положений выше приведенных статей право на возмещение компенсации за приобретенные наследодателем технические средства реабилитации, в данном случае подгузники, не входит в состав наследства, его наследники вправе обращаться с самостоятельными исками лишь по требованиям о взыскании фактически начисленных наследодателю в счет причитающейся компенсации денежных сумм, но не выплаченных ему при жизни, между тем, наследники не вправе обращаться с требованиями, связанными с выплатой указанной компенсации, причитающейся наследодателю, поскольку ч. 2 ст. 1112 ГК РФ с учетом положений ст. 1183 ГК РФ исключает возможность перехода к правопреемникам прав, связанных с личностью наследодателя.

Как усматривается из материалов дела, решения о компенсациях Полятковой А.Н. действительно были приняты территориальным органом социальной защиты за период с мая по октябрь 2014 года, однако, не выплачивались Полятковой А.Н. в связи с отсутствием денежных средств, которые поступили из федерального бюджета уже после ее смерти.

При таких обстоятельствах, денежная сумма в размере 14665 рублей 90, на момент смерти Полятковой А.Н. не вошла в состав наследственной массы, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для ее взыскания.

Выданное истцу нотариусом свидетельство о праве на наследство по закону на указанную сумму, в данном случае не является основанием для выплаты истцу денежных средств, поскольку их включение в наследственную массу является незаконным.

Судебная коллегия не может также согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Министерства социального развития в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, при этом, исходит из следующего.

Статья 103 ГПК РФ, определяющая порядок возмещения судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 года № 642/29 Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 30 сентября 2015 года отменить. Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Дашука В. А. о взыскании с Министерства социального развития Московской области и Государственного учреждения – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ компенсации в размере 12960 рублей за самостоятельно приобретенные Дашук О.В., умершей 13.08.2014 года, технических средств реабилитации в порядке наследования отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-1329/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Дашук В.А.
Ответчики
Упр. соц. защиты населения по СП р-ну
Суд
Московский областной суд
Судья
Беклова Ж.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
18.01.2016Судебное заседание
20.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2016Передано в экспедицию
18.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее