Дело № 2-354/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Омсукчан 12 мая 2022 года
Омсукчанский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Егоркиной Г.В.,
при секретаре Софроновой А.В.,
с участием прокурора Омсукчанского района Магаданской области Цалкосовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из МППВ «Омчикчанское», участка «Нижний» и «Верхний»,
У С Т А Н О В И Л:
Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (далее – ООО «Водоснабжение») о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из МППВ «Омчикчанское», участка «Нижний» и «Верхний».
В обоснование заявленного требования указал, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о недрах, в ходе которой в деятельности ООО «Водоснабжение» выявлены грубые нарушения требований нормативных правовых актов, выразившиеся в пользовании недрами в отсутствие разрешительных документов.
Так, ООО «Водоснабжение» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.06.2021 управлением Федеральной налоговой службы по Магаданской области с присвоением ОГРН 1214900001018. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является забор, очистка и распределение воды (код 36.00 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2).
Постановлением администрации Омсукчанского городского округа от 05.08.2021 № 410 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Омсукчанский городской округ» Общество наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Дукат и Омсукчан Омсукчанского городского округа.
На основании договора аренды от 30.07.2021 № 16 Обществу передано муниципальное имущество для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ».
В нарушение действующего законодательства Российской Федерации ООО «Водоснабжение», являющимся гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в населённых пунктах Дукат и Омсукчан Омсукчанского городского округа, самовольно осуществляется добыча подземных вод из MППВ «Омчикчанское», участки «Нижний» и «Верхний» для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности без полученной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами.
Просит суд обязать ООО «Водоснабжение» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из МППВ «Омчикчанское», участка «Нижний» и «Верхний».
В судебном заседании прокурор Омсукчанского района Магаданской области Цалкосова Т.В. заявленное требование к ответчику поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ООО «Водоснабжение о времени и месте рассмотрения извещено надлежаще, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, отзыв по существу заявленных требований не предоставило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, предоставило отзыв на иск, в котором просит удовлетворить требования истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Омсукчанского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила.
Руководствуясь ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. суд определил рассмотреть дело в отсуствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, проверив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Правоотношения в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
Согласно преамбуле Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу абзацев 1 и 3 статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности,
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Правоотношения в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
Согласно преамбуле Закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу абзацев 1 и 3 статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Согласно абзацу 1 статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с абзацами 1, 3 и 6 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Лицензия на пользование недрами не может быть передана пользователем недр третьим лицам, в том числе в пользование.
Согласно статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, данные о пользователе недр, получившем лицензию, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, указание границ участка недр, предоставляемого в пользование, указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В соответствии с абзацем 7 статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
В силу пунктов 1 и 10 абзаца 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ООО «Водоснабжение» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.06.2021 управлением Федеральной налоговой службы по Магаданской области с присвоением ОГРН 1214900001018. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является забор, очистка и распределение воды (код 36.00 по ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС ред. 2).
Постановлением администрации Омсукчанского городского округа от 05.08.2021 № 410 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ» Общество наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Дукат и Омсукчан Омсукчанского городского округа.
На основании договора аренды от 30.07.2021 № 16 ООО «Водоснабжение» передано муниципальное имущество для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Омсукчанский городской округ».
При этом в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «Водоснабжение», являющимся гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в населённых пунктах Дукат и Омсукчан Омсукчанского городского округа, самовольно осуществляется добыча подземных вод из MППВ «Омчикчанское», участки «Нижний» и «Верхний» для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности без полученной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами.
Пользование недрами в отсутствие лицензии создаёт угрозу загрязнения и истощения недр, так как необходимость получения лицензии на право пользования недрами в целях добычи подземных вод подразумевает соблюдение совокупности условий, исключающих причинение вреда окружающей среде и здоровью населения, и установления контроля за технологически правильной добычей подземных вод, что не обеспечивается при пользовании недрами без лицензии.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 1.4 санитарных правил «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4.), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. ЗСО организуются в составе тpex поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.
В силу пункта 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Отсутствие лицензии на право пользования недрами препятствует осуществлению санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На основании изложенного требования истца к ответчику о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из МППВ «Омчикчанское», участка «Нижний» и «Верхний», подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования «Омсукчанский городской округ» подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из МППВ «Омчикчанское», участка «Нижний» и «Верхний», удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод из МППВ «Омчикчанское», участка «Нижний» и «Верхний».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» в доход муниципального образования «Омсукчанский городской округ» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи жалобы через Омсукчанский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Установить дату составления мотивированного решения – 13 мая 2022 года.
Председательствующий /подпись/ Г.В. Егоркина
Решение не вступило в законную силу.
Подлинный экземпляр решения хранится в гражданском деле № 2-354/2022 в Омсукчанском районном суде Магаданской области.
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Г.В. Егоркина
Главный специалист суда О.С. Попудина