Решение по делу № 2а-1329/2022 (2а-10078/2021;) от 29.11.2021

УИД 11RS0001-01-2021-020164-81 Дело № 2а-1329/2022

     РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.,

с участием представителя административного истца Поповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар 21 января 2022 года дело по административному исковому заявлению Минстрой Республики Коми к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Трефиловой Екатерине Валерьевне, МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительного сбора, либо уменьшения его размера,

установил:

Минстрой Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми Трефиловой Е.В., МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми, заявляя требование об освобождении от уплаты исполнительного сбора, либо уменьшения его размера, взысканного в рамках исполнительного производства № ...-ИП.

Основанием для обращения в суд явилось несогласие с действиями должностных лиц МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми по принятию процессуальных документов по возбужденному исполнительному производству, мотивировав требование отсутствием вины в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.

Определением суда к участию в деле привлечены УФССП по Республике Коми, Прокуратура Княжпогостского района Республики Коми.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.

Иные лица, участвующие в дела, участия не приняли, извещены надлежащим образом, суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора с должника-организации в случае неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшать его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотритёльности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 75 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50-О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Установлено, что вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.06.2020 требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворены. На Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» возложена обязанность организовать и обеспечить устранение повреждений поверхности автомобильной дороги «...» на участке «...» в пределах ... на следующих участках: с 82 км+300м по 106 км+000м, со 113км+000м по 120км+000м, со 146км+000м по 151 км+250м, со 167км+000 по 171км+300м, со 185км+000 по 190км+000м, мостовых сооружений, расположенных на участке «...»: 113км (р....), 190км (путепровод), 191км (р....), 199км (ручей), 211км (р....), 219км (р....), 224км (р....), 229км (через железнодорожные пути), 233км (р....), на 82км, 85км, 129км, 133км, 162км, 166км, 200км, 212км, 216км, 226км, 231км, 234км, 237км, 238км и 244 км в срок до 01.09.2021.

21.10.2021 в МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № ...-ИП.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 25.10.2021.

15.11.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми осуществляет специально созданное Правительством Республики Коми - ГКУ РК «УправтодорКоми».

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Министерство принимает на себя расходные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

Исходя из выделенного объема бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Коми, Министерство ежегодно доводит до ГКУ РК «УправтодорКоми» денежные средства, которыми Учреждение самостоятельно распоряжается в соответствии с их целевым назначением.

На 2020 год на осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог Министерством выделены и своевременно доведены до ГКУ «УправтодорКоми» денежные средства в размере 1 896 454 499,73 руб., на ремонт автомобильных дорог - 1 178 757 484,78 руб. (копии выписок из бюджетной сметы прилагаем).

На выделенные денежные средства Управлением заключен государственный контракт с АО «Коми дорожная компания» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и мостовых сооружений в МО ГО «Сыктывкар», МО МР «Сыктывдинский», MО МР «Усть-Вымский», МО МР «Княжпогостский», МО МР «Удорский» в 2020-2021 года № ... от 13.12.2019.

Согласно техническому заданию к государственному контракту (Приложение № 3-1) АО «Коми дорожная компания» обязано выполнять такие виды работ как восстановление профиля щебеночных и гравийных дорог с добавлением нового материала (щебень), ремонт обочин с добавлением материала, ремонтная планировка проезжей части щебеночных и гравийных дорог, ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий и ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий холодной асфальтобетонной смесью.

10.07.2020 года между ГКУ РК «УправтодорКоми» заключен государственный контракт с АО «Коми дорожная компания» на выполнение работ по ремонту отдельных участков автомобильной дороги ... - ... (км 92 по км 94+765, км 96 по к 98+065, км 117 по км 119+926, км 146+003 по км 149, км 113 мост через р. ...).

Кроме того, на 2021 год на осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог Министерством выделены и своевременно доведены до ГКУ «УправтодорКоми» денежные средства в размере 1 869692 834,36 руб., на ремонт автомобильных дорог - 1 043 682 437,70 руб. (копии выписок из бюджетной сметы прилагаем).

По информации, предоставленной Министерству Управлением, на выделенные денежные средства между ГКУ РК «УправтодорКоми» заключен государственный контракт с АО «Коми дорожная компания» на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ... км 98+065 - км 102+795 от 21.09.2021 № ...

Кроме того, 24.05.2021 между ГКУ РК «УправтодорКоми» и АО «Коми дорожная компания» заключен государственный контракт № ... на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ... км 85+000 - км 88+000 (R1).

Таким образом, в настоящее время решение суда частично исполнено на участках км 85- км 88. Км 92-км 94+765, км 96-км 102+795, км 117-км 119+926, км 146+003- км 149, км 167+672-км 171+286, км 113 (мост через р. ...).

Как следует из доводов Минстрой Республики Коми, Министерство     в рамках осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств добросовестно исполняет возложенные на него обязательства.

Однако, указанные доводы не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, поскольку не подтверждают как факта исполнения решения суда, так и наличие существенных обстоятельств, с которыми закон связывает возможность освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, не относятся.

Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства дела, степень вины Минстрой Республики Коми, причины неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа, суд полагает возможным снизить размер подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора на 25% до 37 500 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Минстрой Республики Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора, отказать.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Минстрой Республики Коми в рамках исполнительного производства № ...-ИП до 37 500 руб.

В силу ст. 188 КАС РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий                     И.В. Новикова

Мотивированно решение составлено 04.02.2022.

2а-1329/2022 (2а-10078/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Минстрой РК
Ответчики
МОСП по ИОВИП УФССП по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация административного искового заявления
29.11.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее