ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
04RS0021-01-2021-001502-86
судья Цыбикдоржиева Т.В., № 2а-947/2021
дело № 33а-2119 пост. <...> г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Улан-Удэ 28 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С.
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.
при секретаре Васильевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Тэн Я., Чжу К. к Министерству внутренних дел по Республике Бурятии об оспаривании действий (бездействия), обязании принять заявления о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации по апелляционной жалобе Тэн Я., Чжу К. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 апреля 2021 года, которым административные исковые заявления оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, граждане <...> Тэн Я. и Чжу К. с учетом уточнения требований просили:
1) признать незаконными действия МВД по Республике Бурятия по отказу 22 декабря 2020 года в приеме заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
2) признать незаконным бездействие МВД по Республике Бурятия, выразившееся в неприеме 12 января 2021 года заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
3) обязать административного ответчика принять у административных истцов указанные заявления.
Требования мотивированы тем, что 22 декабря 2020 года граждане <...> Тэн Я. и Чжу К. обратились в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия (далее также - Управление) с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной квоты на 2021 год. Административный ответчик отказал иностранным гражданам в приеме данных заявлений, поскольку их подача должна осуществлять с 1 января соответствующего года. 12 января 2021 года административный ответчик вновь не принял от Тэн Я. и Чжу К. заявления, ссылаясь на новые Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345. Оспариваемые действия (бездействие) административного ответчика являются незаконными, поскольку обращение иностранных граждан последовало до вступления в силу изменений Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345. Основание, по которому заявителям было отказано в приеме заявлений, административным регламентом не предусмотрено. 22 декабря 2020 года врио начальника ОРВР Управления проверены заявления иностранных граждан по форме и содержанию, по полноте представленных документов; все ошибки были исправлены и устранены; квота на 2021 год установлена и имелась в наличии. Прокуратура Железнодорожного района г. Улан-Удэ выявила нарушения прав иностранных граждан и внесла в адрес административного ответчика представление об их устранении.
В суд первой инстанции Тэн Я. и Чжу К. не явились; их представитель Шаракшанэ Б.В. требования поддержал.
Представители административного ответчика МВД по Республике Бурятия Щетинин М.В. и Дулганов В.Т. требования не признали.
Районным судом вынесено решение, которым административные иски оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов Щаракшанэ Б.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что 22 декабря 2020 года и 12 января 2021 года административные истцы обратились к административному ответчику с целью подачи заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, но документы в обоих случаях приняты не были. Указанные обстоятельства подтверждены в ходе судебного разбирательства. По результатам рассмотрения жалобы иностранных граждан прокуратура Железнодорожного района г.Улан-Удэ внесла представление в адрес административного ответчика об устранении допущенных нарушений.
В заседание судебной коллегии Тэн Я. и Чжу К., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель административных истцов Шаракшанэ Б.В. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Щетинин М.В. возражал против отмены судебного решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Согласно статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (абзац 1 пункта 2).
Пункт 4 названной нормы устанавливает, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 329-ФЗ, который вступил в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, внесены изменения в статьи 6 и 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Абзац 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ в новой редакции, применяемой с 14 января 2021 года, предусматривает, что Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2345 утверждены Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва; а также Правила распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации (далее также – Правила распределения квоты).
Названное постановление вступило в силу с 14 января 2021 года.
До указанной даты применялись Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года № 193.
Пунктом 7 этих Правил было определено, что решение об установлении квоты на следующий год принимается Правительством Российской Федерации не позднее 30 ноября.
Порядок оказания услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определен в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 8 июня 2020 года № 407 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 19 и 20 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.
Согласно пунктам 30 и 30.1 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания заявление (приложение № 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
Пунктом 58 Административного регламента предусмотрено, что прием заявителей в подразделениях по вопросам миграции осуществляется в порядке очереди.
Согласно пункту 86 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения № 1 и № 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
Пункт 87 Административного регламента устанавливает, что сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления, наличие оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 45 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 88 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении № 8 к Административному регламенту), подтверждающая отказ в приеме заявления к рассмотрению.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в пунктах 45 - 46 Административного регламента.
Судом установлено, что граждане <...> Тэн Я. и Чжу К., находясь на территории Российской Федерации, намеревались получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной на 2021 год квоты.
Согласно пояснениям Тэн Я. и Чжу К., изложенным в административных исках, 22 декабря 2021 года в составе группы иностранных граждан они обратились в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, расположенном по адресу: <...>, с целью подачи заявлений и документов для получения государственной услуги по выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной на 2021 год квоты. Однако министерство отказало им в приеме документов по причине того, что подача заявлений осуществляется с 1 января соответствующего года (то есть 2021 года).
Поверяя указанные доводы административных истцов, судом первой инстанции установлено, что 22 декабря 2020 года Чжу К. действительно обратилась в УВМ МВД по Республике Бурятия с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной квоты на 2021 год. Обстоятельств же обращения в указанный день Тэн Я. с аналогичным заявлением не установлено.
При этом суд исследовал журнал посетителей Управления, где имеются сведения о явке Чжу К. 22 декабря 2020 года в 14 ч. 25 мин.; сведений же о явке Тэн Я. журнал не содержит. Показания свидетеля Ц. в рассматриваемой части суд во внимание не принял, поскольку они не согласуются с имеющимися в деле письменными доказательствами, данный свидетель является заинтересованным в исходе дела лицом.
Подвергать сомнению данные выводы суда оснований не имеется, поскольку они сделаны в результате всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств по правилам частей 1, 2 и 3 статьи 84 КАС РФ, согласно которым суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела, 22 декабря 2020 года Чжу К. отказано в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании пункта 45.5 Административного регламента, согласно которому одним из оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпание квоты на выдачу разрешений.
Районный суд пришел к выводу о законности действий административного ответчика, поскольку по состоянию на 22 декабря 2020 года квота на выдачу разрешений на 2020 год была исчерпана, а с заявлением о выдаче разрешения в пределах квоты на 2021 год иностранные граждане могли обратиться в 2021 календарном году, что согласуется с пунктом 2 ранее действовавших Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 года № 193; распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2020 года № 2883-р. При этом Административный регламент не содержит положений о том, что заявление иностранного гражданина может быть принято и рассмотрено до наступления календарного года, в пределах которого установлена соответствующая квота; по смыслу пункта 60 Административного подача заявлений может осуществляться по предварительной записи.
Оспаривая действия МВД по Республике Бурятия в рассматриваемой части, Чжу К. в административном иске ссылалась на то, что справка об отказе в приеме ее заявления 22 декабря 2020 года ей не выдавалась. Однако данные доводы опровергаются показаниями заместителя начальника ОРВР Управления Ф., опрошенной судом в качестве свидетеля, которая пояснила, что 22 декабря 2020 года она лично выдала Чжу К. такую справку.
Проверяя доводы административных истцов в части повторного отказа министерства в приеме заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации, районный суд исходил из недоказанности личного обращения Тэн Я. и Чжу К. в Управление 12 января 2021 года за предоставлением государственной услуги.
Оснований подвергать сомнению данный вывод судебная коллегия не усматривает.
Так, свидетель Ф. пояснила, что 12 января 2021 года Тэн Я. и Чжу К. с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации не обращались. В указанный день к ней обратился представитель Шаракшанэ Б.В. с вопросом разъяснения порядка подачи заявлений; в последующем он потребовал выдать ему справки об отказе в принятии от граждан КНР документов. Однако оснований для выдачи таких справок не имелось, поскольку данные граждане к сотруднику Ф. лично не обращались.
Как видно из имеющейся в деле выкопировки журнала ОРВР УВМ МВД по Республике Бурятия для предварительной записи ИГ и ЛБГ на прием документов по РВП на 2021 год, на 12 января 2021 года предварительно записано 13 граждан, среди которых Тэн Я. и Чжу К. не значатся (л.д. <...>).
В материалах дела имеются ксерокопии справок предварительной записи Тэн Я. и Чжу К. на прием документов на 12 января 2021 года, выданных ведущим специалистом А. (л.д. <...>). Однако оригиналы этих документов либо надлежаще заверенные копии суду не представлены.
Из письменного объяснения специалиста отдела разрешительно-визовой работы МВД по Республике Бурятия А. на имя министра внутренних дел по Республике Бурятия от 13 января 2021 года усматривается, что Тэн Я. и Чжу К. предварительно были записаны представителем Шаракшанэ Б.В. на 9 февраля, а не на 12 января 2021 года.
В силу частей 4 и 6 статьи 84 КАС РФ доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд выясняет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его подлинником, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его подлинника, каким образом сохранялась копия документа.
Поскольку оригиналы справок о предварительной записи истцов на прием документов 12 января 2021 года суду не представлены и ксерокопии данных документов не заверены надлежащим образом, а в журнале предварительной записи истцы на соответствующую дату не значатся, их доводы в этой части следует признать несостоятельными.
Кроме того, согласно пункту 60.5 Административного регламента при осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться.
Талоны, содержащие информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться, административными истцами не представлены.
Следовательно, сделать вывод о том, что в установленном Административным регламентом порядке граждане Тэн Я. и Чжу К. предварительно были записаны на прием документов на 12 января 2021 года посредством Единого портала либо телефонной связи или путем личного обращения, не представляется возможным.
Утверждение административных истцов о том, что 12 января 2021 года им было отказано в приеме заявлений и документов по причине принятия новых правил, является голословным и ничем объективно не подтверждено.
Из письма начальника Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия П. от 28 января 2021 года следует, что 12 января 2021 года Шаракшанэ Б.В. в интересах граждан <...>, в том числе Тэн Я. и Чжу К., обратился в отдел разрешительно-визовой работы Управления для подачи заявлений о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации. В связи с изменением порядка распределения квот и отсутствием формы заявки-анкеты ему было рекомендовано обратиться после издания соответствующего приказа МВД России.
Однако предметом судебной проверки при рассмотрении настоящего дела является установление факта непосредственного (личного) обращения иностранных граждан, как того требует Административный регламент, в Управление по вопросам миграции с заявлениями и пакетами документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и последующего отказа Управления (согласно доводам заявителей) в принятии указанных заявлений и документов.
Из исследованных судом доказательств, в том числе журнала посещений граждан, не следует, что 12 января 2021 года Тэн Я. и Чжу К. явились в Управление и имели намерение подать заявление, получить государственную услугу.
Как указано выше, данные граждане предварительно были записаны на прием документов на 9 февраля 2021 года.
Согласно показаниям свидетеля Б., дежурившей на пропускном пункте Управления, 12 января 2021 года Тэн Я. и Чжу К. через пропускной пункт не проходили и не пройти не пытались. Каких-либо препятствий гражданам она не чинила; распоряжений по данному вопросу от министерства не получала.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства административными истцами не доказан факт предварительной записи на 12 января 2021 года для подачи документов, а также их личного обращения в Управление в установленном Административным регламентом порядке для получения государственной услуги. Показания же свидетеля Ц. при наличии совокупности доказательств, представленных министерством, в том числе письменных, во внимание не принимаются.
Следовательно, требования о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в неприеме 12 января 2021 года заявлений административных истцов, удовлетворению не подлежали.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, а потому обжалуемое судебное решение об отказе в удовлетворении административных исков следует признать правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ выявлены нарушения прав заявителей и министерству внесено представление, во внимание не принимается.
Положениями статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).
Изложенные и.о. прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Сухаевым Н.А. в представлении об устранении выявленных нарушений миграционного законодательства от 5 февраля 2021 года обстоятельства, касающиеся Тэн Я. и Чжу К., объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и отмене не подлежит, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: