Дело № 2а-731/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
14 января 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Лемешко А.С.,
при секретаре – Гумперенко Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Севастополя административное дело по административному исковому заявлению Новикова ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Новиков ФИО6 обратился с административным иском в суд к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 09.09.2020 №11875/01-10-04-14/02/20, обязать административного ответчика с момента вступления решения утвердить схему расположения земельного участка от 30.11.2019 №106058 в кадастровом квартале № пл. 593 кв.м. в границах характерных точек, в системе координат МСК 63 указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданной с указанным заявлением, с целью дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым №№:№ и земель, находящиеся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №№, указать что решение суда является основанием для осуществления внесения соответствующих изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя и сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Требования мотивированы тем, что административный ответчик необоснованно отказал в предоставлении государственной услуги: о перераспределении земельного участка, основанием для отказа послужило несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 за №4114. Считает отказ незаконным, так как ранее принятым решением Нахимовского районного суда по делу №2а-767/2020 от 30.06.2020, вступившего в законную силу уже был признан незаконным отказ в перераспределении земельного участка, административный ответчик обязан принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Истец и его представитель предоставили заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, изложенные в исковом заявлении требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Административный ответчик своего представителя для участия в деле не направил, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка ответчика не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено ответчиком 09.09.2020 года, с административном исковом заявление административный истец указывает, что отказ им не получался, об обжалуемом отказе стало известно в октябре 2020 года, административное исковое заявление подано в суд 16.11.2020 года, т.е. в сроки, предусмотренные ст. 219 КАС РФ.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.12.2019 истец Новиков ФИО6 обратился к ответчику за предоставлением государственной услуги- о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, о чем 30.11.2019 в реестре входящих документов была сделана запись №106058.
Данные документы по подведомственности поступили на рассмотрение в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и зарегистрировано за №ГУ-22242/19 от 02.12.2019.
Решением Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным в виде письма от 09.09.2020 №11875/01-10/04-14/02/20, усматривается, что повторно рассмотрено заявление Новикова ФИО6 с учетом решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 30.06.2020 по делу №2а-767/2020, поступившего в адрес Департамента 25.08.2020 под вх. №12884/01-10-04-13/01/20 и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении государственной услуги отказано.
Основанием для отказа послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя №6835/01-02-04-13/03/20 от 02.09.2020, согласно которого испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, земельный участок по функциональному назначению расположен: в зоне железных дорог (с озеленяемой санитарно- защитной зоной). Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично- дорожной сети и территории общественного пользования»: частично расположен в границах красных линий (на территории общего пользования).
Так, согласно решения Нахимовского районного суда г.Севастополя по делу №2а-767/2020 по иску Новикова ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя усматривается, что признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в сообщении № ГУ-исх-15209/19 от 10.12.2019 года в перераспределении земельного участка с КН №:№ с земель находящихся в государственной собственности, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязано повторно рассмотреть заявление Новикова ФИО6 № ГУ-22243/19 от 02.12.2019 года в течении месяца с дня вступления решения суда в законную силу с направлением мотивированного решения Новикову ФИО6
При рассмотрении указанного дела судом установлено, что Новикову ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: город Севастополь, Нахимовский район, улица Розы Люксембург,1, ИКН №:№, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальная жилая застройка, в том числе усадебная. Со стороны указанного земельного участка истца находятся земли, находящиеся в государственной собственности, право на которые не разграничено, кадастровый номер квартала №:, площадью около 593 кв.м., согласно Генерального плана г хода Севастополь, утвержденного сессией Севастопольского городского Совета от 2005 года, разрешенный вид использования земельного участка – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Также установлено, что отнесение спорного участка к землям общего пользования какими-либо доказательствами не подтверждено, доказательства установления границ земель общего пользования на спорном участке отсутствуют, утвержденный проект планировки и проект межевания на данный участок отсутствует, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, об утверждении которой просил Новиков ФИО6 предполагает формирование земельного участка без изломанности границ, что не приводит к невозможности использования земельного участка по назначению и не создает препятствий к рациональному использованию земельных участков; конфигурация испрашиваемого земельного участка обусловлена размерами выступающих частей и проекций на поверхность земли конструктивных элементов здания, на строительство которого у истца имеется разрешение от 05.07.2009 года в соответствии со схемой генплана.
Таким образом, усматривается, что при рассмотрении дела №2а-767/2020 судом сделан вывод о соответствии требованиям действующего законодательства поданной Новиковым ФИО6 схемы расположения земельного участка от 30.11.2019 №106058 в кадастровом квартале № пл. 593 кв.м. в границах характерных точек на кадастровом плане территории, с целью дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым №№:№ и земель, находящиеся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №№.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно статье 11.7 ЗКРФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В частности к таким основаниям относятся: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с частью 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Су четом того, что раннее Нахимовским районным судом г. Севастополя по аналогичному делу было установлено, что предоставленная административным истцом схема соответствует требованиям земельного законодательства, земельный участок относится к землям с разрешенным видом использования для строительства и обслуживания жилого дома, строений и сооружений, доказательств отнесения его к землям общего пользования или признания его ограниченным в обороте суду не предоставлено, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок необходим административному истцу для обслуживания здания (строения) и служит единственным подъездом и подходом к принадлежащему истцу на праве собственности земельному участку, суд считает требования истца в части признания незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополь от 09.09.2020г. №11875/01-10-04-14/02/20, в том числе и обязании административного ответчика с момента вступления решения утвердить схему расположения земельного участка от 30.11.2019г. №106058 в кадастровом квартале № пл. 593 кв.м. в границах характерных точек, в системе координат МСК 63 указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданной с указанным заявлением, с целью дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым №№:№ и земель, находящиеся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №№, подлежащим удовлетворению.
Относительно требований указания на то, что решение суда по данному делу является основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра города Севастополь кадастрового учета перераспределяемого земельного участка, внесения соответствующих изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности города Севастополь и сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку суд не может влиять на обязанность последнего в принятии решения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ в связи с удовлетворением иска в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Новикова ФИО6 - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участокв, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес> от 09.09.2020г. № 11875/01-10-04-14/02/20.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка от 30.11.2019 №106058 в кадастровом квартале № пл. 593 кв.м. в границах характерных точек, в системе координат МСК 63 указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданной с заявлением №ГУ-22243/19 от 02.12.2019, с целью дальнейшего заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым №№:№ и земель, находящиеся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №№.
В остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям в пользу Новикова ФИО6 судебные расходы в размере 300 рублей.
Согласно ст. 227 КАС РФ, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд, административному истцу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 января 2021 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя А.С. Лемешко