Решение по делу № 2-30/2018 от 24.10.2017

Дело № 2-30/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд города Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре Вихрицкой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 марта 2018 года гражданское дело по иску Крюгер Раисы Георгиевны к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Крюгер Р.Г. обратилась в суд с иском к ЭМУП «Жилкомхоз» о восстановлении нарушенных прав потребителя. В обоснование иска указала, что является собственником квартиры №..., расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу .... Управлением данным домом осуществляет ЭМУП «Жилкомхоз». Ответчиком длительное время (с 2005 года по настоящее время) не выполняются работы по текущему ремонту многоквартирного дома, в том числе, предусмотренные Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, что привело к тому, что общее имущество многоквартирного жилого дома находится в технически неисправном состоянии. Дом отсырел, поскольку нарушена герметичность стен, в результате чего в подъезде образовалась плесень, разрушающая штукатурный слой на стенах; стены фасада поражены грибком, мхом; стены внутри подъезда №... требуют оштукатуривания; плитка на полу и лестницах подъезда №... местами разрушена; двери внутри подъезда №... имеют повреждения в виде сколов и царапин, разрушена окраска на перилах между первым и вторым этажами; асфальтовое покрытие придомовой территории разрушено (имеются многочисленные ямы разной глубины и диаметра). Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения Закона «О защите прав потребителей», Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», Постановления Госстроя от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Крюгер Р.Г. просит обязать ответчика: 1) произвести текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в подъезде №... путем восстановления штукатурного и окрасочного покрытия стен подъезда, восстановления плиточного покрытия на полу и лестницах подъезда, замены дверей внутри подъезда на целые, соответствующие по размеру и цвету, окрашивания перил лестничного пролета с 1-го на 2-ой этаж; 2) выполнить ремонт фасада путем очистки мховых, травяных и грибковых наростов на фасаде, восстановления горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундамента, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, заделывания (восстановления) архитектурных элементов фасада, восстановления кирпичной кладки; 3) произвести ремонт придомовой территории путем восстановления асфальтового покрытия придомовой территории, отвечающего ГОСТам содержания дорог в соответствии с нормами и правилами в области строительного и жилищного законодательства; 4) установить общедомовые приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, теплоносителя. Просит установить сроки для выполнения работ: для внутренних работ – 2 месяца со дня принятия судом решения, для наружных работ – в период с 01 мая 2018 года по 01 августа 2018 года. В связи с нарушением ее прав как потребителя истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., штраф за нарушение прав потребителя.

Уменьшив в ходе рассмотрения дела исковые требования, Крюгер Р.Г. просит обязать ответчика произвести текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в подъезде №...; привести стены, потолки, полы подъезда №... дома по адресу ... в соответствие с постановлением Госстроя № 170, в том числе: восстановить штукатурное и окрасочное покрытие стен подъезда; восстановить плиточное покрытие на полу и лестницах подъезда; заменить двери внутри подъезда на целые, соответствующие по размеру и цвету; окрасить перила лестничных пролетов; привести фасад, гидроизоляцию фундамента в соответствие с постановлением Госстроя № 170, в том числе: очистить мховые, травяные и грибковые наросты на фасаде; восстановить горизонтальную и вертикальную гидроизоляцию фундамента, цоколя и пола подвала, инъецировать в кладку гидрофобизирующие составы, создающие в стене водонепроницаемую зону; заделать и/или восстановить архитектурные элементы фасада, восстановить кирпичную кладку; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. и предусмотренный Законом «О защите прав потребителей» штраф.

Истец Крюгер Р.Г., представитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным повести судебное заседание в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Представитель истца Горфин Р.В., действующий на основании ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЭМУП «Жилкомхоз» Вахнин П.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Указал, что у ответчика как управляющей организации отсутствует обязанность по принятию самостоятельного решения по вопросу о проведении конкретных ремонтных работ в отношении общего имущества многоквартирного дома, а так же о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, к которым, в том числе, относятся заявленные истцом работы по ремонту фасада и фундамента многоквартирного дома. Конкретные работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома проводятся только по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и за их счет. В данном случае соответствующего решения собственники помещений в спорном многоквартирном доме не принимали. ЭМУП «Жилкомхоз» оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Ежегодно утверждается смета на проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Каких-либо возражений от собственников относительно сметы в спорный период не поступало. Кроме того, ежегодно управляющей организацией составляется отчет о выполненных работах. С ним собственники имеют возможность ознакомиться. Вопреки доводам стороны истца, проведение предусмотренных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме является обязательным для управляющей организации только в случае указания на них в договоре, либо наличия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В остальных случаях указанные правила имеют рекомендательный характер. Просил в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда и штрафа отказать ввиду отсутствия нарушений прав истца со стороны ответчика.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему выводу.

На отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей компанией распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 2.1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно подп. «а» п. 2 которых в состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с п. 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение №... дома по адресу ... находится в собственности истца Крюгер Р.Г.

ЭМУП «Жилкомхоз» осуществляет управление указанным многоквартирным домом на основании договора, заключенного **.**.**.

В обоснование заявленных требований Крюгер Р.Г. ссылается на то, что ЭМУП «Жилкомхоз ненадлежащим образом исполняет обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, включая расположенное в 4-м подъезде указанного многоквартирного жилого дома, что привело к повреждению отдельных элементов общего имущества многоквартирного дома, требующему проведения ремонта.

Для проверки доводов сторон по поручению суда **.**.** сторонами совместно проведен осмотр мест общего пользования многоквартирного дома по адресу ..., включая подъезд №..., в результате которого установлено: 1) в подъезде №... - отслоение штукатурного слоя и отпадение окрасочного слоя стен, потолка на площади более 50 % (требуется полная замена штукатурки, полная перекраска с подготовкой поверхности); 2) стертость окрасочного слоя поручней, подвижность отдельных элементов поручня (требуется укрепление отдельных элементов поручня, окраска); 3) сколы и трещины отдельных плиток лестницы (требуется замена керамических плиток в количестве 5 штук); 4) сколы, отсутствие отдельных плиток на полу, перепад высот между основным покрытием пола (керамические плитки) и деревянными щитами, закрывающими санитарные люки, предусмотренные проектом для осмотра инженерных сетей (требуется замена отдельных плиток с добавлением плиток местами, устранение зыбкости деревянных щитов); 5) имеется скол древесины на одной створке дверного полотна двери подъезда (требуется замена одной створки дверного полотна); 6) на площади более 50 % фасада наблюдается разрушение и крошение кирпича, выпадение раствора из швов кладки, в пределах жилого помещения №... наблюдается отсутствие отдельных кирпичей (требуется проведение капитального ремонта кирпичных стен); 7) на площади более 50 % цоколя наблюдается разрушение кирпича, растрескивание и отслоение штукатурного покрытия (требуется проведение капитального ремонта кирпичного цоколя). В ходе осмотра установлено, что подвал отсутствует, доступа для визуального осмотра ленточного фундамента не имеется. Наличие снежного покрова не позволило осмотреть покрытие дворовой территории.

Согласно информации, представленной по запросу суда государственной жилищной инспекцией по Эжвинскому району г.Сыктывкара, при осмотре **.**.** общего имущества многоквартирного дома по адресу ..., включая подъезд №..., повреждений деревянных дверей, ведущих в подъезд, не выявлено; на первом этаже на полах обнаружены сколы на керамических плитках, отсутствие отдельных плиток, шаткость и щели деревянных щитов под 2 санитарными люками; на большей площади стен и потолка выявлено отслоение штукатурного слоя (известковый раствор) и отслоение окрасочного покрытия; выявлена стертость окрасочного слоя перил, шаткость отсутствует. На большей площади фасада наблюдается выпадение раствора из швов кладки, разрушение и крошение кирпича, имеются трещины. По правой стороне от ... подъезда дома на фасаде, цоколе более 50 % площади по периметру дома наблюдается наличие мховых образований, разрушение и крошение кирпичной кладки. Местами произведено оштукатуривание кирпичных стен цементно-песчаным раствором, на котором наблюдаются трещины. По результатам осмотра установлено наличие повреждений элементов общего имущества многоквартирного дома, указываемых истцом в исковом заявлении, и сделан вывод о необходимости проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома (в т.ч. замена штукатурного и окрасочного слоев на стенах и потолке подъезда №..., окраска перил и поручней, замена керамических плиток на полу, имеющих сколы и трещины, установка отсутствующих плиток, устранение зыбкости щитов, закрывающих санитарные люки). В отношении фасада и цоколя требуется проведение капитального ремонта.

На момент рассмотрения настоящего иска указанные недостатки по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу ... не устранены.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 09.07.2016) утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из пункта 8 Минимального перечня следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов, относятся в том числе: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся:

выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;

контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.);

выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;

контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;

контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы);

при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 9 Минимального перечня).

К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, отнесены: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (п. 9).

Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (п. 11 Минимального перечня).

К работам, выполняемым в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, относится в том числе, проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 13).

В соответствии с п. 2, 3 приведенных Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, и от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом.

Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 5).

Согласно п. 6 Правил в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе, своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам; осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» предусмотрена обязанность управляющей организации в случае выявления в ходе проверки состояния несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов повреждений и нарушений – составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.

С 03.11.2003 действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила), которыми определены требования к содержанию общего имущества жилищного фонда.

Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт (п. 1.8).

В соответствии с абз. 1 раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В соответствии с п. 2.1 с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению предусмотрена система технического осмотра жилых зданий.

Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо (п. 2.1.3).

Пунктом 2.1.4 приведенных Правил предусмотрено, что результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах. В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома (приложение N 3). Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами.

В соответствии с п. 2.1.5 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:

а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;

б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта;

в) проверить готовность (по результатам осеннего осмотра) каждого здания к эксплуатации в зимних условиях;

г) выдать рекомендации нанимателям, арендаторам и собственникам приватизированных жилых помещений на выполнение текущего ремонта за свой счет согласно действующим нормативным документам.

Устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.

Рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, приведен в приложении N 4 (п. 2.2.1). К таковым, в частности, отнесены: работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период, в том числе, ремонт и укрепление входных дверей.

Состав работ и сроки их выполнения отражаются в плане-графике, который составляется на неделю, месяц и год (п. 2.2.2 Правил).

Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (п. 2.3.1 Правил).

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении № 7 (п. 2.3.3 Правил). В частности к таковому отнесено: устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц; замена, восстановление отдельных участков полов; восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

Периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий (п. 2.3.4 Правил).

Пунктом 3.2. предусмотрены требования к содержанию лестничных клеток. Так, содержание лестничных клеток может включать в себя, в том числе, техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования).

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток (п. 3.2.2 Правил).

Согласно п. 3.2.8 Правил, окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.

Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9 Правил).

Как усматривается, из п. 4.10.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, к содержанию подвалов отнесены предупреждение поступления грунтовых вод в подвалы (технические подполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги, которые должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной или вертикальной гидроизоляции фундамента, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.

Пунктом 4.4.1 Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.

Керамические плитки, отставшие от бетонного основания, перед употреблением должны быть очищены от раствора и замочены водой. Крепление плиток следует производить на цементном растворе, а также с помощью коллоидно-цементного, эпоксидного или другого клея с учетом обеспечения установки заменяемой плитки в одной плоскости с существующими. При ремонте плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку (п. 4.4.14 Правил).

В соответствии с п. 4.5.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние перегородок; устранение повреждений перегородок по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; восстановление звукоизоляционных, огнезащитных и влагозащитных (в санитарных узлах и кухнях) свойств. Отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (п. 4.5.5 Правил). Облицовку, потерявшую сцепление с перегородкой, следует снять и сделать заново (п. 4.5.6 Правил). Участки с поврежденной облицовкой из листов сухой гипсовой штукатурки следует заменять с восстановлением отделки. Небольшие по размерам пробоины допускается заделывать гипсовым составом (п. 4.5.7 Правил).

В соответствии с п. 4.7.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние, в том числе, дверей.

Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (п. 4.8.1 Правил).

Замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов (п. 4.8.5 Правил).

Деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня (п. 4.8.6 Правил).

Окраску конструкций лестниц следует производить через каждые пять лет (п. 4.8.9 Правил).

В соответствии с п. 4.8.12 Правил входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).

Приложением № 2 к постановлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, который для устранения неисправности конструктивных элементов в виде утраты связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающей их выпадением, подлежит устранению в течение одних суток с немедленным ограждением опасной зоны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 утвержден порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которым установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе товариществом собственников жилья.

В силу данного порядка управление многоквартирным домом обеспечивается, в частности: подготовкой предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, включая: разработку с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовку предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности (пп. "в" пункта 4 Постановления).

Кроме того, пункт 5 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, предусматривает, что проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.

В целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости - заключения экспертных организаций (п. 6).

В перечень услуг и работ могут быть внесены услуги и работы, не включенные в минимальный перечень (п. 7).

Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 8).

Представленными суду актами осмотра подтверждается несоответствие приведенным выше требованиям состояния фасада дома по адресу ..., а так же внутренней отделки перегородок (стен, потолка), перил и поручней лестничной клетки, лестничного марша, полов, входной двери в подъезде №... данного многоквартирного дома.

Кроме этого, на наличие указанных недостатков в содержании общего имущества многоквартирного дома Крюгер Р.Г. ссылалась в своем заявлении, поданном в Государственную жилищную инспекцию **.**.**. В данном заявлении указано на отсутствие действий ответчика по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, начиная с 2005 года, в результате чего штукатурка осыпается со стен пластами, т.к. стены поражены грибком, на стене верхнего этажа видны потёки от протекшей насколько лет назад крыши, покрытие полов на первом этаже переломано, выключатель лампочки у входной двери подъезда сломан, в период дождей у подъезда образуется непроходимая лужа, лампочки заменяются после многократных просьб. На данное заявление истцу направлен ответ от **.**.** о том, управляющей организации выдано предписание об устранении в срок до **.**.** выявленных нарушений, а именно: заменить выключатель на входе в дом, выполнить ремонт кирпичной кладки на входе в подвальное помещение, выровнять пол в тамбуре.

Кроме того Крюгер Р.Г. обращалась с заявлением на имя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми под входящим №... от **.**.**. В данном заявлении истец указала на отсутствие действий ответчика по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, начиная с 2005 года, в результате чего дом отсырел, образовалась плесень, из-за которой штукатурка на стенах отходит пластами, имеются синие образования на поверхности стен, верхний слой стены под штукатуркой осыпается песком. С аналогичным заявлением Крюгер Р.Г. обращалась **.**.** в прокуратуру Эжвинского района г.Сыктывкара.

**.**.** Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ЭМУП «Жилкомхоз» выдана лицензия №... на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Подпунктом «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является, в частности, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как отражено в Обзоре судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, действия управляющей организации, связанные с несоблюдением им Правил N 170, являются нарушением лицензионных требований к оказанию услуг и (или) выполнению работ по управлению многоквартирным домом, содержанию общего имущества в нем.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей", ст. 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Законом о защите прав потребителей также предусмотрено, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), что не было учтено судами при разрешении данного спора.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ) (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ) (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).

Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Управление многоквартирным домом по адресу ... ЭМУП «Жилкомхоз» осуществляет на основании договора управления **.**.**. После указанной даты новый договор на управление не заключался, изменения в первоначальную редакцию договора не вносились. В соответствии с указанным договором ответчик обязался предоставлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в порядке, установленном в разделе 4.1 Договора (пункт 1.1. Договора).

Разделом 4.1 Договора предусмотрен порядок определения перечня услуг и работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который подлежит согласованию сторонами. Абзацем 2 п. 4.1.3 Договора предусмотрено, что перечень минимально-необходимых работ, услуг для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома не подлежит изменению в течение всего срока действия Договора.

Приложением № 8 к договору предусмотрен перечень работ и услуг по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, согласно которому на момент заключения договора предусмотрены работы: смена ламп накаливания, замена светильников, выключателей, патронов, автоматов, кабеля, провода.

Из представленных стороной ответчика смет за 2013-2017 гг., не усматривается, что ответчиком принимались достаточные и адекватные меры по устранению неисправностей общего имущества многоквартирного дома, в т.ч. фасада многоквартирного дома, внутренней отделки перегородок (стен, потолка) в подъезде №... дома по адресу ..., перил и поручней лестничной клетки, лестничного марша, полов, входной двери данного подъезда, которые должны устраняться по мере необходимости по результатам технических осмотров.

По убеждению суда, приведенный в сметах перечень работ по текущему ремонту не отвечает вышеприведенным требованиям, поскольку не является достаточным для поддержания надлежащего состояния общего имущества многоквартирного дома.

Стороной ответчика не представлено доказательств того, что в спорный период ЭМУП «Жилкомхоз» составлялись по результатам технических осмотров помещений многоквартирного дома соответствующие документы о неисправностях и повреждениях общего имущества многоквартирного дома, которые представлены для ознакомления собственникам помещений. Так, стороной ответчика не оспаривается то обстоятельство, что текущий ремонт в отношении элементов общего имущества многоквартирного дома, на которые ссылается истец в исковом заявлении, не проводился с момента заключения договора на управления от **.**.**. Суду не представлены журналы осмотров (акты, иные предусмотренные у ответчика документы), которые отражают выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, в том числе, спорные повреждения, либо, напротив, подтверждают надлежащее (нормативное, соответствующее приведенным выше требованиям) спорных элементов.

Изложенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что ответчиком не предпринимались достаточные меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также по информированию собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме об имеющихся неисправностях.

Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты, доказательств того, что со стороны управляющей организации были предприняты все необходимые и своевременные меры по выполнению возложенных на нее обязанностей, материалы дела не содержат.

Разрешая заявленные Крюгер Р.Г. требования, проанализировав приведенные выше требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, непосредственно содержание самого договора на управление многоквартирным домом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выполнению заявленных в иске работ по восстановлению штукатурного и окрасочного покрытия стен подъезда №... многоквартирного дома по адресу ..., восстановлению элементов пола и лестницы, замены элемента входной двери, окраску поручней перил лестничных пролетов, очистке мховых, травяных и грибковых наростов на фасаде многоквартирного дома, восстановлении элементов (швов, кирпичной кладки) фасада и цоколя многоквартирного дома в местах соответствующих разрушений следует возложить на ответчика, поскольку представленными доказательствами подтверждается, что обязательства по содержанию общего имущества исполняются ответчиком ненадлежащим образом.

Принимая во внимание, что государственной жилищной инспекцией по Эжвинскому району г.Сыктывкара при осмотре **.**.** многоквартирного дома выявлено наличие на фасаде и цоколе дома растительности (мох), что свидетельствует об увлажнении перегородок дома, а равно нарушении гидроизоляции фундамента и цоколя, то требования истца о возложении на ответчика обязанности по восстановлению гидроизоляции фундамента и цоколя, инъецированию в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону так же являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о том, что для проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома обязательно принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома соответствующего решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, предусматривают, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. По убеждению суда, при отсутствии соответствующих актов технического осмотра, составленных управляющей организацией и содержащих выводы о состоянии общего имущества многоквартирного дома, перечень работ по устранению неисправностей, расчетов соответствующих затрат, смет на выполнение работ, собственники лишены возможности принять соответствующее решение.

В связи с этим все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, имеется ли по вопросу о необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме и указаны ли в договоре соответствующие конкретные действия.

Сведений о том, что собственники помещений многоквартирного дома препятствовали в проведении такого ремонта либо у управляющей компании имелись иные объективные причины для бездействия, материалы дела не содержат.

Кроме того, суд учитывает, что в законодательстве отсутствует запрет на инициирование управляющей компанией проведения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме для принятия решения о внесении изменений в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и установлении размера платы за коммунальную услугу, в том числе по результатам проведенных технических осмотров общего имущества многоквартирного дома.

По смыслу п. 7 Договора на управление, заключенного ответчиком в отношении спорного многоквартирного дома, управляющая организация имеет право самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по договору, не нарушая другие условия Договора (п. 7.2.1 Договора), а следовательно, устанавливать приоритеты расходования внесенной собственниками платы за техническое обслуживание в пределах годовой сметы. Доказательств отсутствия возможности направления в спорный период денежных средств, полученных от собственников в счет платы за услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на устранение спорных неисправностей, стороной ответчика не представлено.

Кроме того, необходимость проведения собраний собственников жилья по вопросам проведения ремонтных работ не освобождает обслуживающую организацию от поддержания общего имущества, в том числе подъездов, в состоянии, обеспечивающем безопасность граждан, а также сохранность общего имущества многоквартирного дома.

Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая организация для недопущения разрушения в результате физического износа здания обязана осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение указанных требований

Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, с учетом способа управления многоквартирным домом и периодичности сроков ремонта, установленных приведенными выше положениями, ответчик обязан был обеспечивать нормативно установленные требования по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, производству текущего ремонта общего имущества по договору управления многоквартирным домом.

Довод стороны ответчика о необходимости капитального ремонта фасада и цоколя жилого дома по адресу ... и отсутствии в связи с данным обстоятельством обязанности по проведению текущего ремонта указанных элементов многоквартирного дома, суд находит необоснованным.

Так, суду не представлено принятое в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

Кроме того, по смыслу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003 года (п. 2.6.2), при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить, в том числе неисправности стен и фасадов. С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные истцом требования в указанной части (о восстановление облицовочного слоя фасада дома) является мерой, направленной на подготовку дома к эксплуатации в зимний период, что в силу приведенных выше положений действующего законодательства, а так же заключенного договора отнесено к обязанности ответчика.

Руководствуясь ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить для ответчика срок, в течение которого решение суда в части выполнения работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, должно быть исполнено, - до 01.07.2018.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт ненадлежащего исполнения ЭМУП «Жилкомхоз» обязанности по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу ..., что свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя услуг, связанных с управлением многоквартирным домом, то имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Учитывая характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, личность истца, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.

В соответствии с положениями п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в толковании, данном в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Руководствуясь приведенными положениями закона, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф, размер которого составит 750 рублей.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Крюгер Раисы Георгиевны удовлетворить.

Обязать Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» в срок до **.**.** произвести текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу ..., а именно:

- в подъезде №... дома по адресу ... восстановить штукатурное и окрасочное покрытие стен подъезда; восстановить плиточное покрытие пола и лестницы путем установления в местах отсутствия новых керамических плиток, подходящих по цвету и рисунку, замены керамических плиток со сколами на целые, подходящие по цвету и рисунку; заменить одну створку деревянной двери внутри подъезда, имеющую повреждения, на целую, соответствующую по размеру и цвету; окрасить поручни перил лестничных пролетов, имеющие стертость окрасочного покрытия;

- очистить мховые, травяные и грибковые наросты на фасаде многоквартирного дома; инъецировать в кладку гидрофобизирующие составы, создающие в стене водонепроницаемую зону; на фасаде и цоколе многоквартирного дома восстановить кирпичную кладку и раствор в швах кладки в местах их разрушения, восстановить штукатурное покрытие кирпичного цоколя в местах его разрушения.

Взыскать с Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» в пользу Крюгер Раисы Георгиевны компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей, штраф в размере 750 рублей, а всего взыскать 2250 руб.

Взыскать с Эжвинского муниципального унитарного предприятияё «Жилкомхоз» в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2018.

Судья Е.В.Баудер

2-30/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крюгер Раиса Георгиевна
Крюгер Р.Г.
Ответчики
ЭМУП "Жилкомхоз"
Другие
администрация Эжвинкого района МО ГО "Сыктывкар"
Некоммерческая организация Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов»
Горфин Р.В.
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
24.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.10.2017Передача материалов судье
25.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2017Судебное заседание
05.12.2017Судебное заседание
19.12.2017Судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
13.03.2018Производство по делу возобновлено
13.03.2018Судебное заседание
18.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2018Дело оформлено
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Производство по делу возобновлено
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.04.2020Дело передано в архив
13.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее