Дело № 2-461/2017 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пермского края.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот, поскольку его мать – ФИО6 решением Миллеровского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, отец – ФИО7, решением Лысьвенского городского суда ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. На основании распоряжения администрации Лысьвенского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО8 Решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по ЛГО № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. ФИО2 состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ Данных о наличии у него жилого помещения на праве собственности не имеется. ФИО2 зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем на праве собственности опекуну. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 закончил обучение в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж». Согласно Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законам Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ФИО2 после включения его в соответствующий список Правительством Пермского края должно быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. Однако, жилым помещением ФИО2 не обеспечен до настоящего времени. Просил возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить ФИО2 по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории ФИО3 края.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО9 требования поддержала по доводам изложенным в иске,
Истец ФИО2 в судебном заседании требования прокурора поддержал по доводам, изложенным в иске, суду пояснил, что до настоящего времени не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма, согласен на предоставление жилого помещения на территории ФИО3 края.
Представитель Территориального управления Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменные возражения относительно иска, в котором указал, что ФИО2 включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Планируемый год предоставления жилья – 2016. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности и в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Полагает, что удовлетворение требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения повлечет нарушение права детей-сирот, включенных в список ранее истца, обладающего равными правами с ней, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласен, указывает, что ФИО2 включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируемый территориальными органами Министерства социального развития Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений». Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Полагает, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. путем разработки соответствующего Порядка.
Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в своих возражениях указал, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, формируется территориальными органами министерства социального развития Пермского края. Полагает, что удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца. обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление истцу жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Представитель ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, ФИО2, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО7 и ФИО6 (л.д. 16).
Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишена родительских прав (л.д. 21).
Решением Лысьвенского городского суда ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишен родительских прав (л.д. 22)
Распоряжением главы МО «Лысьвенский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 установлена опека, опекуном назначена ФИО8
Из справки управления по делам семьи и детства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) следует, что ФИО2, оставшийся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет.
Из уведомления администрации Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) следует, что ФИО2 на основании жилищно-бытовой комиссии администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на учет в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Решением ТУ Минсоцразвития Пермского края по ЛГО № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 15).
Из копии диплома (л.д. 11) ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончил обучение в ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж».
Из выписок из ЕГРН (л.д. 24-26), сообщений Лысьвенского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» (л.д. 27-29), жилых помещений на праве собственности у ФИО2 и его родителей – ФИО7 и ФИО6 не имеется.
Как следует из копии заявления ФИО2 (л.д. 13), он обратился в территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району с вопросом об обеспечении его жилым помещением как лица оставшегося без попечения родителей на территории г. Лысьвы Пермского края по окончанию обучения в учебном заведении.
Таким образом, учитывая, что ФИО2 обладает статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ему исполнилось 18 лет, он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности ФИО2 и его родителей жилых помещений не имеется, он обратился с заявлением в территориальный орган Минсоцразвития, следовательно, имел право на предоставление ему специализированного жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
С учетом данных обстоятельств, требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения являются обоснованными.
Доводы представителя ТУ Минсоцразвития по Лысьвенскому городскому округу о том, что жилое помещение ФИО2 может быть предоставлено только в порядке очередности, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, внесены изменения в Федеральный Закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако, ни положения Жилищного кодекса РФ, ни указанный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни Законом Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 (в ред. от 08.12.2013 г.) не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством. Данное право у ФИО2 возникло.
Также суд считает обоснованными требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения на Правительство Пермского края как на постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14 декабря 2012 года N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда.
При этом данный Порядок фактически конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление специализированных жилых помещений, не определяет.
Государственное казенное учреждение Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
В соответствии с частью 6 статьи 6 данного Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.
В силу п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В силу п. 1.3 указанного Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
С учетом данных обстоятельств, а также согласия истца на предоставление жилого помещения, в том числе, и в ином муниципальном образовании Пермского края, суд считает, что в соответствии с утвержденным Порядком жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 на территории субъекта Федерации, в случае невозможности предоставления жилого помещения на территории Лысьвенского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Верно. Судья Н.Р. Войтко