Дело №3а-34/2019
УИД 33OS0000-01-2018-000233-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 18 марта 2019 года
Судья Владимирского областного суда Завьялов Д.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Соколова Дмитрия Николаевича и Соколова Сергея Николаевича о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Соколов Д.Н. и Соколов С.Н. обратились во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением к администрации Петушинского района Владимирской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Владимирской области (далее также - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области), администрации муниципального образования Нагорное сельское поселение Петушинского района Владимирской области о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером ****, площадью 5690 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, принадлежащего на праве собственности Соколову Д.Н.,
- с кадастровым номером ****, площадью 9786 кв.м., местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ****, принадлежащего на праве общей долевой собственности Соколову Д.Н. и Соколову С.Н.,
- в размере их рыночной стоимости 2 194 000 рублей, 3 774 000 рублей соответственно по состоянию на 1 января 2016 года.
В обоснование ссылались на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков составляет 5 535 118 рублей 20 копеек и 9 519 625 рублей 08 копеек соответственно, что не соответствует их рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости, составленном **** № **** от 7 ноября 2018 года, в размере 2 194 000 рублей и 3 774 000 рублей соответственно по состоянию на 1 января 2016 года. По мнению административных истцов, данное обстоятельство нарушает их право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере.
После проведения по делу судебной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 1 894 000 рублей и 3 258 000 рублей соответственно, Соколов Д.Н. и Соколов С.Н., согласившись с указанным заключением, через своего представителя по доверенностям Евдокимова И.М., уточнили заявленные требования, просили установить кадастровую стоимость названных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере 1 894 000 рублей и 3 258 000 рублей соответственно по состоянию на 1 января 2016 года.
Соколов Д.Н. и Соколов С.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в письменном виде через представителя Евдокимова И.М. ходатайствовали о рассмотрении настоящего дела в своё отсутствие и в отсутствие их представителя.
Административные ответчики - администрация Петушинского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, администрация муниципального образования Нагорное сельское поселение Петушинского района Владимирской области, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее также - Управление Росреестра по Владимирской области), явка которых не признана судом обязательной, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, уважительных причин неявки не представили.
В ранее представленных суд письменных ходатайствах и возражениях соответственно ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управление Росреестра по Владимирской области, администрация Петушинского района Владимирской области, не оспаривали право административных истцов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости, определённому в заключении экспертов № **** от 20 февраля 2019 года, не ставили под сомнение правильность этого заключения экспертов, его форму, содержание и размер определенной экспертами рыночной стоимости.
Администрация муниципального образования Нагорное сельское поселение Петушинского района Владимирской области какого-либо мнения относительно заключения экспертов **** У. и С № **** от 20 февраля 2019 года, его формы и содержания, в том числе размера определенной экспертами рыночной стоимости названных земельных участков в суд не представила.
В соответствии с положениями части 7 статьи 150, пункта 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, поэтому судья определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся Соколова Д.Н. и Соколова С.Н., представителей администрации Петушинского района Владимирской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области, администрации муниципального образования Нагорное сельское поселение Петушинского района Владимирской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, явка которых не является обязательной и не признана судом таковой, в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 5690 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - для производственных целей, принадлежит на праве собственности Соколову Д.Н. Земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 9786 кв.м., местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ****, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - под производственный центр, принадлежит на праве общей долевой собственности Соколову Д.Н. и Соколову С.Н. (т.1,л.д.9-13,16-22).
По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость названных земельных участков установлена постановлением главы администрации Петушинского района Владимирской области от 25 ноября 2016 года № 2183 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории муниципального образования «Петушинский район»» в размере 5 535 118 рублей 20 копеек и 9 519 625 рублей 08 копеек соответственно (т.1,л.д.14,15,180-181).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** не соответствует рыночной стоимости, нарушает их право на установление действительной налоговой обязанности и ведёт к уплате земельного налога в завышенном размере Соколов Д.Н. и Соколов С.Н., минуя комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при территориальном органе - Управлении Росреестра по Владимирской области, обратился 27 декабря 2018 года с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд (т.1,л.д.1-3).
В обоснование своих требований административные истцы представили в суд отчет **** № **** от 7 ноября 2018 года, в котором рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** определена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 2 194 000 рублей и 3 774 000 рублей соответственно (т.1,л.д.23-134).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 1 января 2016 года и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (т.1,л.д.171-173). Из заключения экспертов **** У и С № **** от 20 февраля 2019 года усматривается следующее (т.2, л.д.2-216).
Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года составляет 1 894 000 рублей. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертов указано, что в отчете об оценке выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете отсутствует информация о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор и оценщика. В отчете отсутствует анализ влияния общей политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки. В отчете отсутствуют сведения о частях объекта оценки. В отчете отсутствует информация об экологическом загрязнении объекта оценки. Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, не использованы следующие элементы сравнения - условия финансирования, условия продажи. Не представляется возможным проверить информацию по предложениям №№ 4,6,12,15 (таблица 3 на страницах 46-47 отчета) и интервал значений цен на странице 55 отчета. Не представляется возможным проверить информацию по ссылке 2 на странице 61 отчета в связи с отсутствием копий материалов и распечаток в отчете. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить информацию и дату ее подготовки. По информации на страницах 72 и 75 отчета объекты-аналоги №№ 1 и 4 располагают строениями, при этом корректировка (страницы 86-87,76-77 отчета) не применяется. Информации об объектах аналогах (страницы 72,74 отчета) недостаточно для применения корректировки на коммуникации (страницы 86,77 отчета). Данные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации, стоимость объекта оценки и допускают неоднозначное толкование результатов.
Величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года составляет 3 258 000 рублей. Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертов указано, что в отчете об оценке выявлены нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости названного земельного участка. В отчете отсутствует информация о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор и оценщика. В отчете отсутствует анализ влияния общей политической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки. В отчете отсутствуют сведения о частях объекта оценки. В отчете отсутствует информация об экологическом загрязнении объекта оценки. Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, не использованы следующие элементы сравнения - условия финансирования, условия продажи. Не представляется возможным проверить информацию по предложениям №№ 4,6,12,15 (таблица 3 на страницах 46-47 отчета) и интервал значений цен на странице 55 отчета. Не представляется возможным проверить информацию по ссылке 2 на странице 61 отчета в связи с отсутствием копий материалов и распечаток в отчете. Данные обстоятельства не позволяют подтвердить информацию и дату ее подготовки. По информации на страницах 72 и 75 отчета объекты-аналоги №№ 1 и 4 располагают строениями, при этом корректировка (страницы 86-87,78-79 отчета) не применяется. Информации об объектах аналогах (страницы 72,74 отчета) недостаточно для применения корректировки на коммуникации (страницы 86,79 отчета). Данные обстоятельства не позволяют подтвердить полноту, достоверность и достаточность исходной информации, стоимость объекта оценки и допускают неоднозначное толкование результатов.
Экспертиза проведена сотрудниками **** У., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2006 года, стаж работы судебного эксперта с 2013 года и С., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертов № **** от 20 февраля 2019 года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, содержит полное описание объектов оценки и произведенного расчета их рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, это заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 1 января 2016 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.
Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагаю, что выводы экспертов отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****.
При таком положении представленный в материалы дела отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный оценщиком **** № **** от 7 ноября 2018 года, не принимаю в качестве достоверного и допустимого доказательства по данному делу в связи с его несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
На основании заключения экспертов Соколов Д.Н. и Соколов С.Н., согласившись с ним, через своего представителя по доверенностям Евдокимова И.М., в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость названных земельных участков равной их рыночной стоимости в размере 1 894 000 рублей и 3 258 000 рублей соответственно по состоянию на 1 января 2016 года.
На основании изложенного прихожу к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 1 894 000 рублей и 3 258 000 рублей соответственно.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона), датой подачи заявления Соколова Д.Н. и Соколова С.Н. о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** равной их рыночной стоимости следует считать 27 декабря 2018 года, то есть дату их обращения с настоящим административным исковым заявлением во Владимирский областной суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249,293,294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 5690 кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - для производственных целей, по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 1 894 000 (один миллион восемьсот девяносто четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 9786 кв.м., местоположение объекта установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - под производственный центр, по состоянию на 1 января 2016 года в размере его рыночной стоимости 3 258 000 (три миллиона двести пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Считать датой подачи заявления Соколова Д.Н. и Соколова С.Н. о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **** и **** равной их рыночной стоимости 27 декабря 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Владимирского областного суда Д.А.Завьялов