Дело №2-986/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байкальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Нижнеангарский рыбзавод» о понуждении к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Байкальский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, просит обязать акционерное общество «Нижнеангарский рыбзавод», <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, обеспечить безопасность эксплуатации причала и соответствие порядку пользования базы стоянки маломерных судов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно обязать разработать технический паспорт в соответствии с требованиями п. 432, 447, 448, 453 Технического регламента.
Требования мотивированы тем, Байкальской транспортной прокуратурой по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поручения ВСТП от 11.08.2020 №, планом работы прокуратуры на 2 полугодие 2020 года с привлечением главного государственного инспектора ОСиПН ВС УГРН Ространснадзора А. проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы безопасности движения и эксплуатации водного транспорта на пирсе и базе стоянке маломерных судов АО «Нижнеангарский рыбзавод», расположенная по адресу: <адрес> (далее - причал), в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.09.2020 № АО «Нижнеангарский рыбзавод» зарегистрировано в качестве юридического лица <данные изъяты>, по адресу: <адрес>. Причал находится в собственности АО «Нижнеангарский рыбзавод» в соответствии с распоряжением государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом от 04.12.1992 г. № 96, эксплуатируется для швартовки и стоянки маломерных судов в акватории оз. Байкал. Акватория оз. Байкал, прилегающая к причалу находится в пользовании АО «Нижнеангарский рыбзавод» в соответствии с договором водопользования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Енисейским с бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. Земельный участок, на котором расположена база стоянка маломерных судов находится в собственности АО «Нижнеангарский рыбзавод» на основании свидетельства о праве собственности №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия. Проверкой технического состояния причала, находящего в пользовании АО «Нижнеангарского рыбзавода», установлено, что техническая эксплуатация причала не обеспечивает безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера в нарушение п.445 Технического регламента. В нарушение п. 432, 446 Технического регламента причал (пирс), находящийся в пользовании АО «Нижнеангарский рыбозавод», не имеет технического паспорта. Не определены нормы эксплуатационных нагрузок на причал и не размещены на плакате, установленном на видном месте объекта регулирования, в нарушение п. 447 Технического регламента. Режим эксплуатации причала не определен, технический контроль и надзор над ним не осуществляется в нарушение п. 450, 453, 493 Технического регламента. В нарушение п. 519 Технического регламента документы, в которых указаны режимы безопасной эксплуатации причала и срок их действия, перечень необходимых ремонтных работ для обеспечения безопасной эксплуатации причала со сроками их выполнения, не разработаны.
В судебном заседании помощник прокурора Крутенко С.Е. исковые требования поддержала согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Полагала возможным установить разумный срок для исполнения судебного решения до 01.05.2021г.
Представитель ответчика АО «Нижнеангарский рыбзавод» Лищота В.Я. с выявленными нарушениями согласился, пояснил, что рыбзавод в настоящее время не работает, поскольку согласно требованиям закона вылов рыбы разрешен только в определенное время. Штат работников максимально сокращен. У них не имеется денежных средств на разработку паспорта и необходимых документов. Просил о разумном сроке исполнения судебного решения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование носит законный характер, подлежит удовлетворению и соответствуют статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Установлено, что причал находится в собственности АО «Нижнеангарский рыбзавод» в соответствии с распоряжением государственного комитета Республики Бурятия по управлению государственным имуществом от 04.12.1992 г. № 96, эксплуатируется для швартовки и стоянки маломерных судов в акватории оз. Байкал. Акватория оз. Байкал, прилегающая к причалу, находится в пользовании АО «Нижнеангарский рыбзавод» в соответствии с договором водопользования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Енисейским с бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. Земельный участок, на котором расположена база стоянка маломерных судов, находится в собственности АО «Нижнеангарский рыбзавод» на основании свидетельства о праве собственности №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия.
Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет причал как гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», под гидротехническими сооружения, помимо прочих, признаются сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона РФ от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 утвержден «Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (далее - Технический регламент), пунктом 1 которого определено, что Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, к которым пп. «в» п. о Технического регламента отнесены причалы и портовые причальные сооружения.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» указанный Технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности (п. 3 Технического регламента).
Техническим регламентом предусмотрены обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования (п. 1 Технического регламента).
В соответствии с требованиями п. 443 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в пп. «в» п. 5 Технического регламента (причалы и портовые причальные сооружения), должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований: а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования; в) ведение технического контроля за объектом регулирования; г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий.
В соответствии с п. 477 Технического регламента эксплуатант гидротехнических сооружений (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь: а) разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений); в) утвержденные руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений документы, устанавливающие требования безопасного ведения работ.
Пунктом 446 Технического регламента установлено, что причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения.
Согласно п. 432 Технического регламента паспорт (технический паспорт) гидротехнического сооружения, указанного в пункте 430 настоящего технического регламента, должен содержать основные характеристики сооружения и расположенных на нем крановых путей (при их наличии), план, фасад, разрез (разрезы), данные о естественных условиях, категориях эксплуатационных нагрузок, а также пополняемую часть, в которую заносятся результаты технического контроля.
Объекты регулирования, указанные в пункте 446 настоящего технического регламента, должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указываются в паспорте (техническом паспорте). Увеличение нагрузок на объект регулирования сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на видном месте объекта регулирования (п. 447 Технического регламента).
В соответствии с п. 448 Технического регламента причал не должен иметь износа, который бы препятствовал его безопасной эксплуатации. При отсутствии допустимых значений, устанавливаемых проектной документацией на объект регулирования, значения предельных смещений и параметров деформаций устанавливаются аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) и помещаются в технический паспорт сооружения.
Технический надзор за объектом регулирования согласно п.453 Технического регламента осуществляется в течение всего периода эксплуатации сооружения в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром).
В соответствии с п.444 Технического регламента техническую эксплуатацию объекта регулирования при отсутствии арендатора или организации, которой сооружения переданы в хозяйственное ведение или на ином основании, осуществляет собственник объекта регулирования.
Согласно п. 480 Технического регламента опенка действительной несущей способности, обоснование назначения необходимого режима эксплуатации сооружений, установление сроков проведения и категории ремонта конструкций должны базироваться на данных осуществляемого эксплуатантом систематического наблюдения: за режимом эксплуатации и внешними воздействиями на сооружения; за техническим состоянием сооружений.
В соответствии с п.1 ст. 56 КВВТ РФ владельцы причалов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов.
В соответствии с ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, вне зависимости от того, осуществляет ответчик лично или нет перевозки, используется им причал или нет, он обязан содержать принадлежащее ему имущество и нести соответствующие финансовые издержки.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом и в том числе в соответствии с правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей.
Согласно ч. 3 ст. 6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 769 утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В нарушение п. 432, 446 Технического регламента причал (пирс), находящийся в пользовании АО «Нижнеангарский рыбозавод», не имеет технического паспорта.
Режим эксплуатации причала не определен, технический контроль и надзор над ним не осуществляется в нарушение п. 450, 453, 493 Технического регламента.
В нарушение п. 519 Технического регламента документы, в которых указаны режимы безопасной эксплуатации причала и срок их действия, перечень необходимых ремонтных работ для обеспечения безопасной эксплуатации причала со сроками их выполнения, не разработаны.
Проверкой технического состояния причала, находящего в пользовании АО «Нижнеангарского рыбзавода», установлено, что техническая эксплуатация причала не обеспечивает безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта регулирования при его взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов и при воздействии гидрометеорологических факторов, неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера в нарушение п.445 Технического регламента.
Таким образом, техническое обслуживание и содержание данного причала, пользования базой стоянкой маломерных судов для плавания и базирования маломерных судов осуществляется собственником и эксплуатантом АО «Нижнеангарский рыбзавод» ненадлежащим образом. Принимая во внимание, что причальное сооружение открыто для доступа всех судов, курсирующих по оз. Байкал, и использование данного сооружения в настоящем техническом состоянии, без проведения необходимых обследований и реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации причала может угрожать безопасности судов, а также безопасности жизни и здоровья иных людей, которые по иным причинам, не связанным с перевозкой водным транспортом, могут оказаться на причале, в силу чего суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
С учетом положения статьи 206 ГПК РФ суд находит, что заявленный истцом срок исполнения требований до 01.05.2021г., разумен и может быть принят судом.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем подлежит взысканию с ответчика госпошлина в доход муниципального бюджета г. Северобайкальск в сумме 6000рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Акционерное Общество «Нижнеангарский рыбзавод», <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, обеспечить безопасность эксплуатации причала и соответствие порядку пользования базы стоянки маломерных судов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно разработать технический паспорт в соответствии с требованиями п. 432, 447, 448, 453 Технического регламента, в срок до 01.05.2021г.
Взыскать с АО «Нижнеангарский рыбзавод» госпошлину в доход муниципального бюджета в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 11.11.2020 года.
Судья Н.Г. Рабдаева