Решение по делу № 33-8056/2023 от 12.04.2023

УИД 16RS0046-01-2021-022367-80

Дело № 2-9/2023 ~ М-8058/2021

Судья Сычев И.А.                                                                                     33-8056/2023

Учет № 066г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2023 года                                                               город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Суфиевой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Калимуллиной М.В. – Савельева Е.В. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 7 февраля 2023 года, которым Калимуллиной М.В. отказано в удовлетворении иска к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению «Казанская государственная консерватория             им. Н.Г. Жиганова» о признании незаконным отстранения от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Калимуллиной М.В. – Савельева Е.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Калимуллина М.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова» (далее - Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова) о признании незаконным отстранения от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, в обосновании указав, что на основании трудового договора №.... от <дата> Калимуллина М.В. принята на работу в Казанскую государственную консерваторию им. Н.Г. Жиганова на должность <данные изъяты> с окладом 14 000 рублей. 21 ноября 2021 года истцу вручено уведомление о необходимости обязательной вакцинации против Covid-19. Приказом работодателя от <дата>.... истец отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации против Covid-19. На момент рассмотрения искового заявления Приказом работодателя от <дата> Калимуллина М.В. была допущена к работе. Истец не согласен с приказом об отстранении от работы. Полагает, что приказ об обязательной вакцинации работников организации издан работодателем незаконно, с нарушением положений трудового законодательства, так как сведения о прохождении вакцинации относятся к врачебной тайне и не могут быть затребованы работодателем. Также полагает, что работодатель незаконно руководствовался постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Татарстан от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан», предписывающим произвести такую вакцинацию, так как это постановление не является нормативным правовым актом. Указывает, что основанием отстранения от работы может быть исключительно подтвержденный факт наличия у лица инфекции. Работодатель не имеет сведений о наличии у истца инфекционного заболевания, а также не обладает полномочиями по отстранению работников в связи с отказом от предоставления сведений, содержащих врачебную тайну. Обязанность пройти вакцинацию не предусмотрена должностной инструкцией. Отстранение от работы без сохранения средней заработной платы истец также считает незаконным. На основании изложенного истец (с учетом уточнений) просит суд признать оспариваемый приказ незаконным, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 9 ноября 2021 года по 13 марта 2022 года в размере 19 928 рублей 65 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 1 370 рублей 42 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей.

Представитель истца в суде первой инстанции исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в суд первой инстанции не явился, извещался.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.

Определением Вахитовского районного суда города Казани от 7 февраля 2023 года исковые требования Калимуллиной М.В. к Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова в части возложения обязанности допустить к работе прекращено в связи с принятием судом отказа истца от иска.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагая решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что в ходе судебного заседания не установлены и не доказаны факт не прохождения истцом вакцинации или отказа истца от прохождения вакцинации. Полагает, что ответчик не вправе требования предоставить информацию содержащую в себе врачебную тайну.

Представитель Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан – Колодкина А.В. до судебного заседания направил воозражения на апелляционную жалобу, просила рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы 2, 3, 4, 6 части 2 названной статьи).

Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 7 указанной нормы закона работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом частями 2, 3 данной правовой нормы определено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Судом установлено, что Калимуллина М.В. на основании трудового договора №.... от <дата> принята на работу в Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова на должность <данные изъяты> с окладом 14 000 рублей.

21 ноября 2021 года истцу вручено уведомление о необходимости обязательной вакцинации против Covid-19, согласно которому работникам было предписано пройти вакцинацию первым компонентом вакцины до 8 ноября 2021 года, вторым компонентом до 6 декабря 2021 года.

С данным приказом истец была ознакомлена под подпись 21 октября 2021 года и выразила несогласие с данным приказом.

Приказом работодателя от <дата>.... истец отстранен от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации против Covid-19.

9 ноября 2021 года составлен акт об отказе Калимуллиной М.В. от подписания выписки из приказа № .... от <дата> года.

Медицинские противопоказания к проведению вакцинации у Калимуллиной М.В. отсутствовали.

В последующем, в связи с принятием главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан постановления от 14 марта 2022 года №3, отменяющим в Республике Татарстан обязательную вакцинацию против короновируса, приказом работодателя от 14 марта 2022 года Калимуллина М.В. была допущена к работе.

Как следует из общедоступных источников информации, Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова помимо иной деятельности ведет деятельность в сфере образования, имеет лицензию на образовательную деятельность.

При таких обстоятельствах работники Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова попадают под категорию граждан, подлежащих обязательной вакцинации с приоритетом 1 уровня.

Ссылка истца на недопустимость принудительного медицинского вмешательства по мнению суда первой инстанции не противоречит содержанию оспариваемого приказа, поскольку истец может выбрать трудовую деятельность в иной организации, для деятельности в которой не установлены обязательные требования о вакцинировании.

Доводы о незаконности требований со стороны работодателя сведений, составляющих врачебную тайну, судом первой инстанции отклонены, так как на работодателя возложена обязанность проверять наличие у работника медицинских показаний для доступа к конкретному виду работы.

Ссылка истца на то обстоятельство, что указанное постановление не является нормативным правовым актом, по мнению суда первой инстанции не является обстоятельством, освобождающим работодателей Республики Татарстан от его исполнения. Указанный акт индивидуальным правовым актом, вынесен в отношении всех категорий работодателей, перечисленных в нем и является обязательным к исполнению ими.

Доводы истца о том, что предлагаемые вакцины не прошли всех этапов государственных испытаний и не могут быть применены, судом первой инстанции отклонены, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 52.1 Федерального закона от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» истцу предоставляется право при вакцинировании ознакомиться с разрешением на ввод в оборот той или иной партии вакцины.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пунктом 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РТ от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан» и принимая во внимание апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата> года, которым решение <данные изъяты> районного суда города Казани от <дата> об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от               11 октября 2021 года № 7 оставлено без изменения, пришел к выводу, что вынесенный работодателем приказ согласуется с требованиями действующих нормативно-правовых актов в части регламентирования допуска к работе в условиях отсутствия вакцинации от заболевания COVID-19. Должность истца – <данные изъяты> – предполагает трудовые обязанности истца, непосредственно связанные с личными контактами с сотрудниками организации и обучающимися лицами. Оснований для отмены оспариваемого приказа в отношении Калимуллиной М.В., взыскания в ее пользу заработной платы, компенсации за задержку, компенсации морального вреда, отсутствуют.

Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными в связи со следующим.

Как уже было отмечено ранее, перечень оснований, по которым работодатель вправе отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы, установлен в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации. В числе таких оснований поименованы требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).

Статья 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В статье 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закреплено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно статье 35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).

В соответствии с пунктом 18.3 Свода правил (далее также – СП) 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).

Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен к II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее также – Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ, Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года №825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н (действовал до 30 декабря 2021 года), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от            6 декабря 2021 года № 1122н.

Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ).

В связи с продолжающейся угрозой распространения COVID-19 среди населения Республики Татарстан, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пунктов 66, 67 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (зарегистрировано Минюстом России            15 февраля 2021 года, регистрационный № 62500), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 года № 47н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям») главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 11 октября 2021 года № 7 о проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан.

Пунктом 1 данного постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев следующим категориям:

1.1. Лицам в возрасте 60 лет и старше.

1.2. Работникам медицинских и санаторно-оздоровительных организаций.

1.3. Работникам образовательных организаций, в том числе дополнительного образования.

1.4. Работникам учреждений социального обслуживания и социальной защиты.

1.5. Лицам, проживающим в организациях социального обслуживания.

1.6. Работникам организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

1.7. Сотрудникам правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу, работникам судебных органов.

1.8. Лицам, работающим вахтовым методом, волонтерам.

1.9. Военнослужащим; лицам, подлежащим призыву на военную службу.

1.10. Работникам организаций сферы предоставления услуг:

– торговли;

– салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;

– бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, ателье и иных подобных услуг;

– общественного питания;

– клиентских подразделений финансовых организаций;

– организаций, оказывающих услуги почтовой связи;

– услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов;

– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

– пенсионного, социального и медицинского страхования, служб занятости;

– сотовой связи;

– жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;

– культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов;

– досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов, цирков, зоопарков, аквапарков);

– детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;

– услуг отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей;

– массовых физкультурных, спортивных мероприятий;

– юридических, типографских услуг;

– гостиничных, туристических услуг;

– информационных услуг;

– услуг аптек и ветеринарных организаций;

– услуг клининговых компаний;

– услуг по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

– ритуальных услуг;

– услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;

– услуг охранных предприятий;

– услуг доставки, курьерских услуг.

1.11. Государственным гражданским и муниципальным служащим; лицам, замещающим государственные должности Республики Татарстан.

1.12. Обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет, направляемым для прохождения практики и занятий вне структурных подразделений профессиональных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления предписано определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 согласно пункту 1 настоящего постановления. В срок до 8 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины. В срок до 6 декабря 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины. Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации – с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия (пункты 2, 2.1, 2.3, 2.5).

Из смысла действующих норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19 Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции COVID-19 отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, в том числе работникам, выполняющим работы и оказывающим услуги в сфере социального обслуживания населения, работа, которых связана с высоким риском заболевания новой короновирусной инфекцией, вакцинация является обязательной.

Ранее отмечалось, что во исполнение предписаний главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан Казанской государственной консерваторией имени Н.Г. Жиганова Калимуллиной М.В. было вручено уведомление о необходимости обязательной вакцинации против Covid-19 .... от <дата>, согласно которому истцу было предписано пройти вакцинацию первым компонентом вакцины до 8 ноября 2021 года, вторым компонентом до 6 декабря 2021 года, которым Калимуллина М.В. была ознакомлена 21 октября 2021 года(л.д.11).

Приказом от <дата>.... за подписью исполняющего обязанности ректора ФИО9 истец была временно отстранена с 9 ноября 2021 года от работы с формулировкой причины отстранения «не имеющей ни одной прививки от COVID-19, на период эпидемиологического неблагополучия или до получения прививки или получения документального подтверждения противопоказаний к вакцинации против COVID-19 без сохранения заработной платы» (л.д.119).

Из представленных документов, в том числе трудового договора №.... от <дата>, заключенных между Казанской государственной консерваторией имени Н.Г. Жиганова и Калимуллиной М.В. следует, что вид деятельности указанной организации предусмотрен постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан», а характер работы истца, трудовая деятельность которого протекает во взаимосвязи с детьми школьного возраста, другими работниками школы, безусловно создает риск распространения новой короновирусной инфекции

Таким образом, действия Казанского государственного консерватории имени Н.Г. Жиганова по отстранению от работы без сохранения заработной платы истца Калимуллиной М.В., отказавшейся от вакцинации против новой короновирусной инфекции без уважительных причин и не имеющей ни одной прививки против COVID-19 ни на дату издания оспариваемого приказа работодателя, ни на день обращения в суд с настоящим иском и разрешения его в судебном порядке, следует признать правомерными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе судебного заседания не установлены и не доказаны факт непрохождения истцом вакцинации или отказа истца от прохождения вакцинации, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку Калимуллиной М.В. не предоставила сведения о вакцинации, либо документы о наличии у нее противопоказаний к профилактической прививке против новой короновирусной инфекции, а напротив, указывала работодателю о его противоправных действиях по принуждению к вакцинации и отказалась от ее прохождения, направив возражения от 25 октября 2021 года.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности требований работодателя о разглашении врачебной тайны о наличии противопоказаний для прохождения вакцинации против COVID-19, о прохождении вакцинации и отстранение от работы в связи с непредоставлением сведений о состоянии ее здоровья, являются необоснованными, поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с чем работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении или непрохождении ими вакцинации.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.

Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).

В данном случае каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение трудовых прав истца, связанных с отстранением от работы, ни суду первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в тоже время работодателем соблюден как порядок отстранения истца от работы, так и выполнены предписания главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан, являвшиеся для организации ответчика обязательными.

Каких-либо иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

В целом при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение.

Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 7 февраля 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Калимуллиной М.В. – Савельева Е.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 мая 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-8056/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Калимуллина Мария Викторовна
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанская Государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова
Другие
Управление Роспотребнадзора по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
13.04.2023Передача дела судье
25.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Передано в экспедицию
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее