РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2015 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
с участием прокурора Ведерниковой Н.Н.
при секретаре Карпушкиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5/15 по исковому заявлению прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Родионова Д.М. к администрации Сызранского района Самарской области об обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд в интересах Родионова Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации муниципального района Сызранский Самарской области с иском об обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, указав в заявлении, что прокуратурой Сызранского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей проведена проверка исполнения Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и жилищного законодательства Управлением по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации Сызранского района. Проверкой установлено, что Родионов Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Родионова Д.М. - мать Р. Н.Ю. решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ объявлена умершей. Согласно постановления Волжского округа № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Родионовым Д.М. установлена опека и постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ закреплена жилая площадь по адресу <адрес>. Постановлением администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ постановление Главы администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилья за Родионовым Д.М.» признано утратившим силу. Согласно постановления администрации сельского поселения Волжское № от ДД.ММ.ГГГГ Родионов Д.М. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1., ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4, 5, 6, 10 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области» просит обязать администрацию Сызранского района предоставить Родионову Д.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Сызранского района Самарской области Ведерникова Н.Н., исковые требования поддержал в полном объеме, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении и просил обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Родионову Д.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Родионов Д.М. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления прокурора, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Сызранского района Самарской области Наумов А.М., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании исковые требования прокурора, заявленные в интересах Родионова Д.М., признал и пояснил, что списки очередности на внеочередное обеспечение жилой площадью детей-сирот отправлены в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. В марте 2015 года ожидают постановление о выделении субсидий для обеспечения жильем детей сирот, на которые будут приобретаться жилые помещения со всеми удобствами.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, отзыв не представил, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного судом третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что статьей 4 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается по месту жительства детей в орган местного самоуправления. Список представляется органом местного самоуправления в министерство для утверждения сводного списка и направления соответствующей информации в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области. Родионов Д.М. в указанный список включен. Просят рассмотреть дело без их участия, разрешение исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Заслушав представителя прокуратуры Сызранского района Самарской области Ведерникову Н.Н., истца Родионова Д.М., представителя ответчика администрации Сызранского района Самарской области Наумова А.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему:
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
Статьей 98.1. ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье.. .. снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу ст. 3 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 5 указанной статьи включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами, указанными в статье 5 настоящего Закона, представляемыми лично заявителями. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заявление о включении которых в список подано в один и тот же день, включаются в список по времени подачи заявления.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список со всеми документами.
Судом установлено, что Родионов Д.М. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Родионов Д.М.относится к лицам из числа детей-сирот, так как его мать Р. Н.Ю. решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ признана умершей (л.д.27), сведения об отце записаны со слов матери, согласно справки отдела ЗАГС Сызранского района (л.д.22).
Согласно Постановления администрации сельского поселения Волжское № от ДД.ММ.ГГГГ Родионов Д.М. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.11).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ начальника жилищного отдела УСАЖКДХ администрации Сызранского района Наумова А.М., Родионов Д.М. уведомлен о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 9).
До настоящего времени Родионов Д.М. не обеспечен жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора, заявленные в интересах Родионова Д.М., удовлетворить и обязать администрацию Сызранского района предоставить Родионову Д.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Отсутствие достаточных финансовых средств, выделяемых на приобретение жилья социальным сиротам, не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенных на них государством обязанностей, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и данная обязанность не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1-4 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области, заявленные в интересах Родионова Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Родионову Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья -