Решение по делу № 12-14/2018 от 12.02.2018

Дело № 12-14/2018

Мировой судья: Николаев А.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

07 марта 2018 года                                                               село Моргауши

Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики Салдыркина Т.М.,

с участием заявителя, старшего инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО11,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

защитника адвоката ФИО7, действующего на основании удостоверения, ордера С от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО5 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в отношении ФИО1 прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава указанного административного правонарушения,

установила:

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОМВД РФ по Моргаушскому району, старшим инспектором ОПДН ОУУП и ПДН ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении 2122 300679, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 49 мин. ФИО1, являясь продавцом магазина Тренькинский <данные изъяты> Большесундырского райпо, расположенного по адресу: <адрес>, реализовала одну бутылку водки несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращено по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава указанного административного правонарушения.

На указанное постановление должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5 подал жалобу в Моргаушский районный суд Чувашской Республики, постановление находит незаконным, просит отменить, передать дело на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ, п.4.4 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403, инспектор по делам несовершеннолетних является должностным лицом, правомочным на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ. Правовых оснований для признания недопустимым доказательством протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 не имелось. Факт совершения правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, и вина ФИО1 в его совершении подтверждается представленными доказательствами. Полагает, что оснований для прекращения производства по делу у мирового судьи не имелось.

В судебном заседании старший инспектор ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО5 жалобу поддержал по изложенным в нем доводам, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ мировому судье судебного участка № 2 Моргаушского района он подал оригинал жалобы на данное постановление и четыре копии, из них одну копию с отметкой о получении жалобы и оригинал жалобы сотрудники аппарата мирового судьи ему вернули. Поэтому оригинал жалобы он принес на данное судебное заседание.

По его ходатайству к делу приобщен оригинал жалобы на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании не признала факт продажи алкогольной продукции несовершеннолетней, также пояснила, что ей не известно, кто продавал водку несовершеннолетней в указанный день. По графику работали они вдвоём с ФИО6

Защитник адвокат ФИО7 жалобу не поддержал, полагает, что оригинал жалобы своевременно в суд не был представлен, подлинной подписи заявителя в имеющейся в деле копии жалобы не имеется, поэтому пропущен срок для подачи жалобы. Кроме того, КоАП РФ не предусмотрено право инспектора отделения по делам несовершеннолетних ФИО5 составлять протокол по ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ, в его полномочиях в соответствии с должностной инструкцией также не предусмотрено. При этом из видеозаписи не следует, что алкогольная продукция несовершеннолетней была реализована ФИО1

Рассмотрев жалобу, проверив дело согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующему выводу.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вынесенное судом первой инстанции постановление названным требованиям не отвечает.

Частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу абзаца 8 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 статьи 26 указанного Закона юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2. КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении согласно ст. 29.7 КоАП РФ оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

При разрешении данного дела мировой судья пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу од административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава указанного административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.14.16 КоАП РФ, ошибочно полагая, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен неправомочным лицом, вследствие чего является недопустимым доказательством.

Вывод мирового судьи об отсутствии у старшего инспектора ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО5 полномочий на составление протокола, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, не соответствует закону и сложившейся судебной практике.

В силу ч.1 и 2 ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2.1 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Рассматривать вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2.1 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).

Положения приведенных норм свидетельствуют о том, что для определения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), на составление протоколов об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, необходимо выяснить, к компетенции какого органа отнесено рассмотрение соответствующего дела об административных правонарушениях, а затем выяснить, включены ли такие должностные лица в установленный этим органом перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Однако в данном случае составление протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 было осуществлено старшим инспектором ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району, уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями 4.4 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403, действовавшего на момент составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1.4.3унктом 1.4.3 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ , также предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять в отделах Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

Таким образом, изложенный мировым судьей вывод о признании протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1 недопустимым доказательством судьёй районного суда не может быть признан правильным.

Других оснований для прекращения производства по делу в отношении ФИО1 и доказательств отсутствия в её действиях состава административного правонарушения мировым судьей в постановлении не приведено.

Отсутствие в должностной инструкции старшего инспектора отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Моргаушскому району ФИО5, утвержденной начальником ОМВД России по Моргаушскому району ДД.ММ.ГГГГ, полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, не свидетельствует об отсутствии у указанного должностного лица таких полномочий, предоставленных ему в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан не только исследовать представленные доказательства, но и осуществлять процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.

Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.

Несмотря на то, что в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, объяснения ФИО8, ФИО4, записи журнала учета объема розничной продажи алкогольного продукции, видеоматериал, показания свидетелей ФИО4, ФИО9, пояснения самой ФИО1, данные в судебном заседании, иные доказательства при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении подлежали оценке мировым судьей.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.

Согласно ч. 2 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 настоящего Кодекса.

Между тем, при рассмотрении дела и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики не установил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, чем допустил существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод мирового судьи об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным.

Изложенные недостатки имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного постановления, их не выяснение влечет нарушение предусмотренного КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьи 24.1 КоАП РФ мировым судьей выполнены не были.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ, подлежит отмене.

При этом судья отмечает, что в силу ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, вынесенное судьей - в вышестоящий суд.

Согласно ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд (ст. 30.2 КоАП РФ).

Поскольку судьей районного суда установлено, что старший инспектор ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО5 является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении по данному делу, он вправе обжаловать постановление мирового судьи.

При этом поступившая в судебный участок № <адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалоба содержит подлинную подпись должностного лица ФИО5, выполненная при заверении представленной в деле копии жалобы, более того, копия жалобы соответствует её оригиналу, оснований не принимать жалобу к рассмотрению у судьи районного суда не имелось. В жалобе изложено волеизъявление уполномоченного должностного лица на отмену судебного постановления.

Предусмотренный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, установленный в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, должностным лицом не пропущен.

Установлено, что копия постановления, изготовленного, согласно тексту самого постановления, ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей лицам, участвующим в деле не была направлена. Заместителем начальника ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО10 копия постановления получена только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 130), жалоба поступила ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131-132).

Более того, защитник адвокат ФИО7 в судебном заседании показал, что копия постановления мировым судьей ему не была направлена, ФИО1 показала, что она трижды являлась к мировому судье за получением копии постановления по данному делу: в конце декабря 2017 года, ДД.ММ.ГГГГ и в начале февраля 2018 года, поскольку с неё требовала администрация Большесундырского райпо, в котором она работает, но ей копию постановления не выдавали, сотрудники судебного участка обещали направить по почте, но не направляли, получила в судебном участке № 2 Моргаушского района ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящей жалобы годичный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики.

Поскольку данное дело подлежит рассмотрению по существу мировым судьей, в удовлетворении ходатайства защитника об опросе несовершеннолетней ФИО4, просмотре видеозаписи в суде апелляционной инстанции было отказано.

Иные доводы подателя жалобы, ФИО1 и её защитника, касающиеся существа рассматриваемого протокола об административном правонарушении, подлежат разрешению мировым судьей при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решила:

Жалобу ФИО5 удовлетворить.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить и дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Моргаушского района Чувашской Республики.

Решение суда вступает в законную силу со дня его оглашения.

Судья                                                     Т.М.Салдыркина

12-14/2018

Категория:
Административные
Другие
Кольцова Н.В.
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Судья
Салдыркина Т.М.
Статьи

14.16

Дело на сайте суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
12.02.2018Материалы переданы в производство судье
06.03.2018Судебное заседание
07.03.2018Судебное заседание
07.03.2018Вступило в законную силу
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее