Решение по делу № 2-897/2015 от 02.07.2015

Дело №2-897/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2015 года г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Комковой С.В.,

при секретаре Красовской С.В.,

с участием процессуального истца –помощника прокурора Сретенского района Шульгиной Я.И.,

представителя третьего лица-территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Нерчинском, Сретенском и Чернышевском районах-Зырянов О.М., действующий на основании прав по должности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселениря «Сретенское» о понуждении разработать проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска санитарным правилам,

установил:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения водного и санитарно-эпидемиологического законодательства хозяйствующими субъектами, использующими подземные водные объекты с целью водозабора для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

В ходе проверки установлено, что ООО «Восток-Гарант» осуществляет пользование источником водоснабжения в городском поселении «Сретенское» в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения: водозабор на р. Шилке в мкр. Восточный г. Сретенска - одиночная скважина.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N 10 утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1.2, 1.3).

В соответствии с пунктом 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Согласно пункту 1.5 Правил, зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В силу п. 1.6 Правил, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11 Правил).

В соответствии с пунктом 1.12 Правил в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно пункту 1.17 Правил отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Вместе с тем, ООО «Восток-Гарант» не разработаны проекты зон санитарной охраны используемых подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (артезианских скважин), в установленном порядке не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны.

Ранее водоснабжение населения г. Сретенска осуществляло ООО «Жилкомхоз Сретенск». Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Нерчинске неоднократно проводились проверки источника централизованного водоснабжения, в ходе которых было установлено, что у ООО «Жилкомхоз Сретенск» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, а также проект зоны санитарной охраны водозабора, за что общество неоднократно привлекалось к административной ответственности.

Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов и санитарно-эпидемиологических заключений создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым. Бездействием ответчика существенно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел судом. Согласно требованиям ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанностей в натуре. Индивидуализировать категорию лиц, чьи интересы затрагивает бездействие ответчика, невозможно, поскольку их круг постоянно меняется по объективным причинам. В связи с этим прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц

Прокурор просит обязать ООО «Восток-Гарант» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта зоны санитарной охраны водозабора и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зоны санитарной охраны водозабора санитарным правилам.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Сретенского района Шульгина Я.И. исковые требования прокурора уточнила. Просила заменить ответчика на администрацию ГП «Сретенское». Просила обязать ответчика в срок до в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор), получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор) санитарными правилам до ДД.ММ.ГГГГ года. Не возражала против заочного порядка рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ГП «Сретенское» не присутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не просил. Отзыв на иск не предоставил.

В судебное заседание представитель третьего лица – ООО «Восток-Гарант» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении не просил. Согласно заявления просили рассмотреть дело без их участия. Считает надлежащим ответчиком по делу администрацию ГП «Сретенское».

В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в Нерчинском, Сретенском и Чернышевском районах-Зырянов О.М., действующий на основании прав по должности, пояснил, что обязанность исполнения требований прокуратуры возлагается согласно закона «О местном самоуправлении» на администрацию ГП «Сретенское». После получения проекта зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор)в соответствии с п.18 Административного регламента для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель обращается в Роспотребнадзор(его территориальный орган) с заявлением, результатами санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствии и направлении им копий решения суда.

    С согласия истца суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Выслушав мнение явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предумотрено законом или договором. В соответствии с п.3 ст.215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом.

В силу п.1.6 Санитарных Правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственнного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.(п.1.11 Правил).

П.1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п.1.17 Правил отсутствие утвержденнного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами.

В силу п.п.3,4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится: организация в границах городского поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения.

Договором аренды недвижимого муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года не предусмотрена обязанность ООО «Восток-Гарант» по разработке проекта

зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор), получение санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии зоны санитарной охраны водозабора санитарными правилам. Таким образом указанные мероприятия должны предшествовать передаче водозабора обществу для осуществления его безопасной эксплуатации и содержания.

Таким образом исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон суд устанавливает срок для исполнения решения с учетом разумности и справедливости, а также объема действий, которые должны быть исполнены: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта зоны санитарной охраны водозабора; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зоны санитарной охраны водозабора санитарными правилам до ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п.1 п.п.19 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Сретенское» о понуждении разработать проект зон санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор) санитарным правилам, удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проекта зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор), в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборного сооружения мкр.Восточный г.Сретенска(водозабор) санитарными правилам.

При несогласии ответчик в течение семи дней со дня получения копии заочного решения вправе подать в Сретенский районный суд Забайкальского края заявление о его отмене.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое решение подано,-в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Комкова С.В.

2-897/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Восток-Гарант"
Другие
Администрация ГП "Сретенское"
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Дело на странице суда
sretensk.cht.sudrf.ru
02.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2015Передача материалов судье
06.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Судебное заседание
27.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее