Решение по делу № 21-1101/2017 от 25.08.2017

7-1754/2017 (21-1101/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 19 сентября 2017 г.

Судья Пермского краевого суда Бузмаков С.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём Лепихиной Н.В., с участием защитника администрации Осинского городского поселения Локтева В.В., представителя Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Лахмаковой Т.Г., рассмотрев жалобу главы городского поселения – главы администрации Осинского городского поселения Богомягкова В.А. на решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 11 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 26 мая 2017 г. № ** администрация Осинского городского поселения Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

Решением судьи Осинского районного суда Пермского края от 11 августа 2017 г., вынесенным по итогам рассмотрения жалобы исполняющего обязанности главы городского поселения – главы администрации Осинского городского поселения П., постановление от 26 мая 2017 г. № ** оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, глава городского поселения – глава администрации Осинского городского поселения Богомягков В.А. просит об отмене постановления должностного лица административного органа, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).

В судебном заседании в краевом суде защитник администрации Осинского городского поселения Локтев В.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал; законный представитель юридического лица в судебном заседании участие не принимал.

Представитель Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края Лахмакова Т.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Осинского района Пермского края была проведена проверка по факту нарушения администрацией Осинского городского поселения и других лиц законодательства об отходах производства и потребления в части обращения электрических устройств, электрических (ртутьсодержащих) ламп.

В ходе проведённой проверки установлено, что решением Думы Осинского городского поселения от 27 ноября 2007 г. № 297 утверждены Правила обращения с отходами на территории Осинского городского поселения. Указанными Правилами не регламентировано обращение с опасными отходами. В силу пункта 3.1.5 Правил сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в административных строениях, объектах социальной сферы, осуществляется в специальную тару для накопления транспортных партий в специально отведённых местах, куда вход персоналу строго ограничен, и последующей передаче специализированным предприятиям для обезвреживания.

Таким образом, администрация Осинского городского поселения не определила место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключённый собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах); не организовала сбор указанных отходов путём передачи их в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению ртутьсодержащих отходов I – IV классов опасности; не осуществляет информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о месте сбора отработанных ламп.

Указанными действиями (бездействием) администрация Осинского городского поселения допустила нарушение требований пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), пунктов 8, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681, пункта 18 статьи 6 Устава муниципального образования «Осинское городское поселение».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Осинского городского поселения к административной ответственности по статье 8.2 КоАПа Российской Федерации.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые приведённым Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно статье 8.2 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

В силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещением отходов является хранение и захоронение отходов; хранение отходов – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов – это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбором отходов является приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов представляет собой временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Из системного толкования приведенных выше законоположений следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Осинского городского поселения осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом полномочия администрации Осинского городского поселения по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП Российской Федерации.

Учитывая объективную сторону административного правонарушения, вменённого администрации Осинского городского поселения, данное юридическое лицо субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, не является.

Изложенное исключает наличие в действиях администрации Осинского городского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 26 мая 2017 г. № ** и решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 11 августа 2017 г., вынесенные в отношении администрации Осинского городского поселения по делу о административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, в отношении администрации Осинского городского поселения подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 26 мая 2017 г. № ** и решение судьи Осинского районного суда Пермского края от 11 августа 2017 г., вынесенные в отношении администрации Осинского городского поселения по делу о административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

21-1101/2017

Категория:
Административные
Другие
Администрация Осинского городского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Бузмаков Сергей Семёнович
Статьи

8.2

Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.08.2017Материалы переданы в производство судье
13.09.2017Судебное заседание
19.09.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее