Решение по делу № 2а-1998/2018 от 09.07.2018

Дело №2 а-1998/2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 декабря 2018 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,

при секретаре Сахаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова Г. В. к Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области о признании незаконным заключение № 124-18 от 01.06.2018г.,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов Г.В. обратился в суд с административным иском к Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Администрации Костромской области, Администрации города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы о признании незаконным заключения № 124-18 по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников и распоряжения начальника управления Архитектуры и градостроительства № 590-р от 15.06.2018г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка ...».

Требования обоснованы тем, что административный истец, являясь собственником жилого ... в ... и земельного участка по указанному адресу площадью 691 кв.м., решил произвести реконструкцию жилого дома. 13 апреля 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию, 26.04.2018г. ответчик отказал истцу. Причинами отказа явились: заключение № 124-18 от 01.06.2018г. и градостроительный план, выданный на основании данного заключения. Истец с указанными заключением и распоряжением не согласен, поскольку они нарушают его права собственника земельного участка, предусмотренные ст. 40 Земельного кодекса РФ, и полагает, что в градостроительном плане допущена ошибка, противоречащая закону, не указан по непонятной причине вид разрешенного использования земельного участка – эксплуатация индивидуального жилого дома, который фактически существует с 1982 года. При этом зона строительных регламентов на данный квартал не распространяется, в связи с чем, нет запрета на строительство, реконструкцию и эксплуатацию индивидуального жилого дома. Вместе с тем, инспекция необоснованно и незаконно, относит земельный участок истца к зоне застройки Ж-3. Истец считает незаконными заключение № 124-18 от 01.06.2018г. и распоряжение № 590-р от 15.06.2018г.

В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика Администрации города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы по доверенности Харитонова А.А. заявила ходатайство о прекращении производства по делу в части требования о признании незаконным распоряжения начальника Управления архитектуры и градостроительства № 590-9 от 15.06.2018г. на основании ст. 194 КАС РФ поскольку законность действий администрации г. Костроме по выдаче градостроительного плана уже была предметом рассмотрения по административному делу № 2а-1276/2018 по исковому заявлению Кузнецова Г. В. к Администрации города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства о признании незаконным отказа администрации города Костромы в выдаче разрешения на строительство, признании незаконными действий.

Определением суда от 04.12.2018г. производство по делу по административному в части требований к Администрации города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения № 590-р от 15.06.2018г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка ...» прекращено.

В судебном заседании истец Кузнецов Г.В. и его представитель Мартынов А.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях, согласно которым действительно действие градостроительных регламентов не распространяются на земельный участок истца, однако, при определении видов разрешенного использования спорного земельного участка руководствуется Правилами земелепользования и застройки города Костромы и с учетом функционального зонирования Генерального плана города Костромы, тогда как территориальные зоны – Ж-1, Ж-2, Ж-3 – являются градостроительными регламентами. Ответчик в своем отзыве ссылается, что руководствовался Правилами земелепользования и застройки города Костромы от 16.12.2010г., тогда как на момент обращения истца, указанные Правила действовали в редакции от 09.02.2018г.

Представитель заинтересованного лица Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Степченко О.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву, из которых следует, что земельный участок, принадлежащий истцу, Постановлением главы администрации Костромской области от 28 октября 1999 года №470 относится к территории «Участок культурного слоя посада между бывшими Цревской и Власьевской улицами, XIV-XVIII в.в., и принят под государственную охрану как территория объекта археологического наследия, в связи с чем, на основании пункта 1 части 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, действие градостроительного регламента на данный земельный участок не распространяется. В соответствии с Административным регламентом предоставления Администрацией г. Костромы муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области выдано заключение 3 124-18 от 01.06.2018г. по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: .... Пунктом 7 указанного заключения установлено, что виды разрешенного использования спорного земельного участка и объектов капитального строительства принять в соответствии с Правилами земелепользования и застройки города Костромы и с учетом функционального зонирования Генерального плана города Костромы. В соответствии с Градостроительным планом города Костромы указанный земельный участок расположен в функциональной зоне среднеэтажной жилой застройки (3-5 этажей) Ж-3, для которой установлены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства. В заключении приведен исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельного участка. В силу ст. 19 Правил дома индивидуальной жилой застройки не относятся к основным видам использования территориальной зоны Ж-3. Заключение является информационным документом, подготовлено в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства.

    Представитель администрации города Костромы на основании доверенности Харитонова А.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В дело представлен отзыв.

    Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Порядок выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) предусмотрен ст.51 ГрК РФ.

В силу ч.11 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Как следует из материалов дела, Кузнецову Г.В. принадлежит земельный участок площадью 691 кв.м., по адресу: ..., относящийся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование согласно выписке ЕГРН – для эксплуатации индивидуального жилого дома. Кузнецов Г.В. также является собственником жилого дома площадью 80, 4 кв.м., расположенного по адресу: ....

Указанный земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия «Участок культурного слоя посада между бывшими Цревской и Власьевской улицами, XIV-XVIII вв», и как памятник археологии поставлен под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от 28 октября 1999 года №470 и в соответствии с п. 3.1 ст. 64 Федерального закона №73-Ф3 отнесен к объектам федерального значения, включенным в реестр.

Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

В соответствии с Положением об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утв. Постановлением губернатора Костромской области от 16.11.2015 №206, Инспекция является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области и осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для земельных участков, расположенных в границах объектов археологического наследия, установлен особый режим использования, предусматривающий возможность проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что на спорный земельный участок не распространяются градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент - устанавливаемые правилами землепользования и застройки в пределах границ соответствующей территориальной зоны: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства(например, этажность); ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на: основные, условно-разрешенные и вспомогательные.

Постановлением администрации Костромской области от 20.10.2008 № 372-а «Об уполномоченных органах по использованию земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются» Инспекция определена уполномоченным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется.

В силу пп. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В связи с обращением Кузнецова Г.В., за предоставлением муниципальной услуги по оформлению градостроительного плана земельного участка по адресу: пр. текстильщиков, г. Кострома, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы Управлением архитектуры и градостроительства в адрес Инспекции направлено обращение о выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка.

В ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ определен состав сведений градостроительного плана земельного участка, который, в том числе, включает в себя информацию об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст.3 Правил землепользования и застройки города Костромы, требования к правовому режиму использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные Правилами, подлежат обязательному соблюдению, в том числе при подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков, при выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства.

В рамках реализации вышеуказанного полномочия Инспекцией выдано заключение по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: ..., в пункте 7 которого указано, вид разрешенного использования – принять в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Костромы (охранная зона исторической части г. Костромы) и с учетом функционального зонирования Генерального лана г. Костромы.

Пунктом 7 заключения установлено, что виды разрешенного использования спорного земельного участка и объектов капитального строительства принять в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Костромы (охранная зона исторической части города Костромы) и с учетом функционального зонирования Генерального плана города Костромы:

-    среднеэтажная жилая застройка;

-    малоэтажная многоквартирная жилая застройка;

-    дошкольное, начальное и среднее общее образование;

-    гостиничное обслуживание;

-    магазины;

-    общественное питание;

-    бытовое обслуживание;

-    спорт;

-    культурное развитие;

-    общественное управление;

-    деловое управление;

-    банковская и страховая деятельность;

-    социальное обслуживание;

-    коммунальное обслуживание;

-    автомобильный транспорт;

-    земельные участки общего пользования;

-    историко-культурная деятельность.

В соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года № 212, земельный участок по адресу: ... расположен в функциональной зоне среднеэтажной жилой застройки (3-5 этажей).

В силу положений ст. 18 Правил землепользования и застройки города Костромы, зона среднеэтажной жилой застройки Ж-3 (далее - Зона Ж-3) выделяется в целях формирования жилых районов средней плотности для размещения многоквартирных домов. Допускается размещение ограниченного перечня отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-3, устанавливаются следующие основные виды разрешенного использования и соответствующие каждому виду предельные параметры: вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка, размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (две и более квартиры на этаже), минимальный размер земельного участка на одну квартиру (без площади застройки) - 0,006 га; минимальный отступ от границ земельного участка - 3 м; предельное количество этажей - 5 этажей; максимальный процент застройки - 25 процентов; иные показатели: минимальное количество этажей - 3 этажа.

В данной зоне Ж-3, указанными выше Правилами землепользования и застройки не предусмотрен вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, с размещением объектов капитального строительства – одноквартирные жилые дома. В соответствии с п. 3 ст. 19 Правил, предусмотрен условно разрешенный вид использования для индивидуального жилищного строительства, с размещением объектов капитального строительства – одноквартирные жилые дома.

В соответствии с п. 4 ст. 68 Правил землепользования и застройки в границах зон охраны исторической части города Костромы устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

1) общественное управление;

2) деловое управление;

3) банковская и страховая деятельность;

4) коммунальное обслуживание;

5) социальное обслуживание;

6) бытовое обслуживание;

7) культурное развитие;

8) общественное питание;

9) гостиничное обслуживание;

10) амбулаторно-поликлиническое обслуживание площадью не более 200 квадратных метров;

11) дошкольное, начальное и среднее общее образование;

12) среднее и высшее профессиональное образование с площадью участков до 0,4 га;

13) религиозное использование;

14) рынки;

15) магазины;

16) развлечения;

17) выставочно-ярмарочная деятельность;

18) обеспечение внутреннего правопорядка;

19) спорт;

20) историко-культурная деятельность;

21) общее пользование водными объектами;

22) земельные участки (территории) общего пользования;

23) для индивидуального жилищного строительства;

24) малоэтажная многоквартирная жилая застройка;

25) блокированная жилая застройка;

26) объекты гаражного назначения;

27) обслуживание автотранспорта.

Таким образом, статьей 68 Правил установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется и расположенных в границах исторической части города Костромы, при этом их подразделение на основные и условно разрешенные виды не предусмотрено.

При определении видов разрешенного использования земельного участка Инспекция руководствуется ст. 68 Правил землепользования и застройки, что подтвердили в судебном заседании представители административного ответчика. Однако, несмотря на то, что в соответствии с подпунктом 23 статьи 68 Правил, в границах зоны охраны исторической части города Костромы устанавливается, в том числе вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства «для индивидуального жилищного строительства», указанный вид не был указан в п. 7 заключения № 124-18.

Представителями административного ответчика также указано на то, что при определении видов разрешенного использования земельного участка Инспекция руководствовалась ст. 68 Правил землепользования и застройки, а также и ст. 19 Правил землепользования и застройки (предусматривающей основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования территориальной зоны Ж-3). Вместе с тем, как было указано выше, действия градостроительных регламентов на земельный участок, принадлежащий административному истцу, не распространяется, поскольку он расположен в границах исторической части города Костромы

При этом следует отметить, что Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области дано заключение о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения город Кострома и требованиям к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границе территории исторического поселения г.Костромы; при этом отмечено, что данное заключение не является документом, подтверждающим соответствие проектируемого объекта требованиям нормативов градостроительного проектирования.    

В связи с вышеизложенным, заключение административного ответчика по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство № 124-18 от 01.06.2018г. нельзя признать законным, поэтому заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

При этом суд соглашается с доводами истца о том, что оспариваемым заключением нарушены его права как собственника земельного участка, поскольку оспариваемое Заключение нарушает право истца на пользование и распоряжение жилым домом. В соответствии с указанными в Заключении видами разрешенного использования земельного участка выдан Градостроительный план земельного участка № 6264, а впоследствии отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома при несоответствии разрешенному использованию земельного участка. В судебном заседании истец пояснил, что он лишен возможности провести реконструкцию жилого дома, в том числе инженерных коммуникаций, однако, дому уже около 40 лет и ему давно требуется капитальный ремонт. Таким образом, он не может полноценно пользоваться принадлежащим ему жилым домом.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Кузнецова Г.В. о признании незаконным заключения инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области № 124-18 по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников и о возложении на Инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области обязанности повторно рассмотреть вопрос о выдаче заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: ....

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Кузнецова Г. В. удовлетворить.

Признать заключение № 124-18 от 01.06.2018г. Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области «По выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников», незаконным.

Обязать Инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                 Г.В. Гуляева

Решение изготовлено в окончательной форме 25 декабря 2018 года.

Судья:                                 Г.В. Гуляева

2а-1998/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов Геннадий Владимирович
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы
Инспекция по охране объектов культурного наследия КО
Другие
Мартынов Алексей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Производство по делу возобновлено
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее