57RS0023-01-2021-002068-17
Дело № 2а-2005/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Орла к судебному приставу- исполнителю межрайонного отделения службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Котяковой С.И,, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора
установил:
администрация г. Орла обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) судебному приставу- исполнителю межрайонного отделения службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области (далее- МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) Котяковой С.И. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование которого указала, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Орла от 11 августа 2020 г. на администрацию г. Орла возложена обязанность по предоставлению Болдарихиной О.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения в г. Орле общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее- Закон Орловской области от 06 декабря 2007 г. №727-ОЗ).
18 декабря 2020 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области возбуждено исполнительное производство на основании указанного решения суда и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ, оставлено без удовлетворения заявление администрации г. Орла о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области 18 марта 2021 г. в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Указывает также, что администрация г. Орла действует в рамках переданных государственных полномочий на основании Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. №727-ОЗ, в связи с чем финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетом субвенций из областного бюджета.
В списке вынесенных и неисполненных решений суда решение в отношении Болдарихиной О.С. значится под номером 8.
По результатам проведенных в 2020 году электронных процедур заключен муниципальный контракт с ПАО «Орелстрой» на приобретение в муниципальную собственность 71 жилого помещения, а также муниципальный контракт с ООО «Жилстрой- инвест» на приобретение 4 жилых помещений для лиц, к категории которой относится и взыскатель. По условиям муниципальных контрактов жилые помещения должны быть переданы в муниципальную собственность не позднее ДД.ММ.ГГ
После государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, перевода их в специализированный жилищный фонд и закрепление в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла», во исполнение судебных решений предоставлены 51 жилое помещение лицам, в чьих интересах решения суда вынесены ранее решения в отношении Болдарихиной О.С.
10 февраля 2021 г. на электронной торговой площадке «РТС – тендер» объявлены торги на приобретение в муниципальную собственность 69 жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на общую сумму 151008 570 рублей. Однако из-за отсутствия заявок аукционы признаны несостоявшимися.
В настоящее время готовится документация для проведения повторного аукциона по закупке жилых помещений.
Утверждает, что указанные обстоятельства не позволили должнику в установленный срок исполнить решение суда от 11 августа 2020 г. о предоставлении Болдарихиной О.С. благоустроенной жилое помещение по независящим от административного истца обстоятельствам при отсутствии вины.
В связи с чем просит суд освободить администрацию г. Орла от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава- исполнителя от 18 марта 2021 г. в размере 50000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца Гредина О.Н. административные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области Шишкина А.Ю. не явилась, ранее представила письменные возражения, согласно которым правовые основания для освобождения администрации г. Орла от взыскания исполнительского сбора отсутствуют, в связи с чем просит отказать в удовлетворении административного иска.
Административный соответчик судебный пристав- исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котякова С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещалась надлежаще.
Заинтересованное лицо Болдарихина О.С. в судебное заседание также не явилась, извещена надлежаще.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичная норма предусмотрена в части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», где установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно статье 6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. №727-ОЗ Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 указанного Закона финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), с 1 января 2014 г. приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Орла от 11 августа 2021 г., вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 октября 2020 г., удовлетворены исковые требования Болдарихиной О.С. На администрацию г. Орла возложена обязанность поставить истца на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на предоставление специализированного жилого помещения, обязать администрацию г. Орла предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. №727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05 мая 2017 г. №2108-03, с изм. от 30. ноября 2017 г.).
18 декабря 2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области в отношении администрации г. Орла на основании указанного решения суда в отношении должника администрации г. Орла возбуждено исполнительное производство №*** по заявлению взыскателя Болдарихиной О.С. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Кроме того, администрация г. Орла предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 50000 рублей.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена административным истцом 23 декабря 2020 г.
28 декабря 2020 г. администрация г. Орла проинформировала судебного пристава- исполнителя о ходе исполнения судебного решения при исполнении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также представила копию постановления администрации г. Орла от 15 декабря 2020 г. № 4990 «О включении Балдарихиной О.С. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями».
Также из материалов дела следует, что администрация г. Орла обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 06 августа 2020 г. в отношении Болдарихиной О.С. Определением Советского районного суда г. Орла от 18 января 2021 г. в удовлетворении требований администрации г. Орла о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано. Определение суда вступило в законную силу.
В связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, судебным приставом- исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области 18 марта 2021 г. вынесено постановление о взыскании с должника администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50000 рублей, а также постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа- в срок до 19 апреля 2021 г.
Обращаясь в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, представитель административного истца ссылалась на отсутствие виновных действий со стороны администрации г. Орла в неисполнении решения суда, поскольку должником приняты все необходимые и зависящие от него меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, однако по независящим от административного истца обстоятельствам, в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, решение суда не было исполнено.
В подтверждение указанных доводов административным истцом представлены доказательства, из которых следует, что на 2021 год до муниципального образования город Орел доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению помещениями лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 152467500 рублей.
Ранее, в 2020 году администрацией г. Орла путем заключения муниципальных контрактов от 17 марта 2020 г. и 24 августа 2020 г., в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ приобретено 75 жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приобретенные в 2020 году жилые помещения предоставлены лицам, отнесённым в указанной категории, решения по которым вступили в законную силу ранее решения Советского районного суда г. Орла от 11 августа 2020 г. в отношении Болдарихиной О.С.
При этом, Болдарихина О.С. в списке решений, вынесенных Советским районным судом г. Орла, и не исполненных администрацией г. Орла, значится под № 8 по состоянию на 21 апреля 2021 г.
20 февраля 2021 г. признаны несостоявшимися 4 электронных аукциона на приобретение в муниципальную собственность 69 жилых помещений на общую сумму 151008600 рублей в связи с отсутствием заявок.
В соответствии с представленными административным истцом сведениями, лимиты бюджетных обязательств доведены до администрации г. Орла для обеспечения жильем категории граждан, к которой относится и взыскатель, исходя из стоимости квадратного метра в размере 48634 рублей, при этом из осуществленного мониторинга рынка жилья в городе Орле рыночная стоимость квадратного метра жилья составила 57000 рублей. В этой связи администрацией г. Орла в адрес председателя Орловского областного Совета народных депутатов дважды направлены обращения с инициативой внесения дополнений в положения статьи 3 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 г. № 727-ОЗ, предусматривающего возможность при наличии согласия взыскателя предоставления жилья в других муниципальных образованиях г. Орла, а также возможность предоставления жилищных сертификатов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Орла не уклонялась от исполнения решения суда, а не имела финансовой возможности для его исполнения, при этом ею принимались все необходимые меры для исполнения решения суда.
Суд также учитывает, что истец не является субъектом предпринимательской деятельности, исполнение решения суда, связанное с приобретением жилого помещения возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ, что объективно требует значительного времени.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника администрации г. Орла в неисполнении решения суда в установленный срок при вышеизложенных обстоятельствах и об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление администрации г. Орла к судебному приставу- исполнителю межрайонного отделения службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Котяковой С.И,, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию г. Орла об уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава- исполнителя межрайонного отделения службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Котяковой Светланой Игоревной от 18 марта 2021 г. в размере 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 06 августа 2021 г.
Председательствующий Т.Н.Горбачева