Дело №2а-1176/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2018 года г. Михайловка
Волгоградская область
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Даньковой В.О.,
при секретаре судебного заседания Чепковой Т.В.
с участием:
административного истца Волкова А.С.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Локтионовой Е.Ф., действующей на основании доверенности от 05 июля 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова Алексея Семеновича к Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от 23 мая 2018 года Номер,
установил:
Волков А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обосновании которого указала, что 25 апреля 2018 года он обратился к Главе Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Фомину С.А. с заявлением о предоставлении информации:
сколько было рассмотрено дел об административных правонарушениях на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа города Михайловка Волгоградской области 19 апреля 2018 года?
сколько было вынесено решений комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Михайловка Волгоградской области по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних 19 апреля 2018 года?
Однако, 23 мая 2018 года административным истцом получен письменный отказ в предоставлении запрашиваемой информации от административного ответчика, согласно которому деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. По мнению административного истца запрашиваемая им информация не является конфиденциальной и не затрагивает права и свободы несовершеннолетних, в связи с чем его права на получение запрашиваемой информации считает нарушенным. Просит суд признать незаконным отказ Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 23 мая 2018 года Номер о предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Обязать административного ответчика предоставить информацию по запросу от 25 апреля 2018 года о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Административный истец Волков А.С. поддержал административное исковое заявление на основании изложенных в нем доводов, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Локтионова Е.Ф. возражала против удовлетворения административного иска, представила в суд письменное возражение, в котором указала на то, что отказ административного ответчика не противоречит нормам права, ответ дан административному истцу в соответствии с действующим законодательством, не нарушает прав последнего, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительных производств, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 25 апреля 2018 года Волковым А.С. в адрес Главы Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области направлен запрос о предоставлении информации:
сколько было рассмотрено дел об административных правонарушениях на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа города Михайловка Волгоградской области 19 апреля 2018 года;
сколько было вынесено решений комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Михайловка Волгоградской области по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних 19 апреля 2018 года.
23 мая 2018 года административным истцом получен письменный отказ в предоставлении запрашиваемой информации от административного ответчика, со ссылкой на необоснованность запрашиваемой административным истцом информации, а также на п.2 ст.2 Закона РФ от 24 июня 1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которому деятельность по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Из объяснений административного истца следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, а также то, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, помимо того, запрашиваемая им информация не является конфиденциальной, так как не затрагивает права и свободы несовершеннолетних, то его право на получение запрашиваемой информации неоспоримо.
В силу ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентирован, в частности, Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Федеральным законом от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со ст.4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч.2 ст.8).
Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (ч.4 ст.8).
На основании ст.8 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь информацией имеет право: 1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен; 4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации; 5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В случае если запрашиваемая гражданином информация относится к информации ограниченного доступа, то согласно ч.4 ст.19 вышеназванного Федерального закона в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.
В силу ч.1 ст.9 федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.2 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно п.6 ч.1 ст.20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, запрашиваемая информация являлась иной охраняемой законом тайной, относится к категории информации ограниченного доступа, поскольку содержит персональные данные несовершеннолетних, в отношении которых рассматривались материалы о привлечении к административной ответственности, в связи с чем предоставление данной информации могло привести к нарушению прав несовершеннолетних. Отметила, что при предъявлении доверенности административному истцу могла быть предоставлена информация в отношении конкретного лица, интересы которого он представляет.
Вместе с тем, как следует из объяснений истца и подтверждается доводами, изложенным в административном исковом заявлении, обращаясь за получением информации о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Михайловка Волгоградской области, им было реализовано свое право на получении информации о деятельности органов местного самоуправления. При этом, сведения которые он просил предоставить касались только количества рассмотренных 19 апреля 2018 года дел об административных правонарушениях на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа города Михайловка Волгоградской области и количестве вынесенных решений. Каких – либо сведений о персональных данных несовершеннолетних граждан, в отношении которых рассматривались дела об административных правонарушениях, он не просил. Данная информация была необходима в целях возникшего интереса к данной категории дел, поскольку в заседаниях комиссии он ранее участвовал в качестве представителя несовершеннолетнего.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, объяснения сторон, запрашиваемая Волковым А.С. в Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области информация о количестве рассмотренных дел об административных правонарушениях на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Михайловка Волгоградской области 19 апреля 2018 года, о количестве принятых решений по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних 19 апреля 2018 года, не относится к информации ограниченного доступа, и не требует проведения аналитической работы, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требований Волкова А.С.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Волкова Алексея Семеновича к к Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от 23 мая 2018 года Номер – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 23 мая 2018 года Номер о предоставлении информации о деятельности органов местного самоуправления.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области предоставить информацию Волкову Алексею Семеновичу, изложенную в запросе от 25 апреля 2018 года о количестве рассмотренных дел об административных правонарушениях на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа город Михайловка Волгоградской области 19 апреля 2018 года, о количестве принятых решений по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних 19 апреля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2018 года.
Судья подпись В.О. Данькова
Копия верна. Судья В.О. Данькова