Дело № 2-134/2019
(№ 2-1583/2018)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 23 января 2019 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РСК «Монолит» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РСК «Монолит» о возложении обязанности совершить определенные действия по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об отходах I и II классов опасности было установлено, что в управлении ООО «РСК «Монолит» находятся 23 многоквартирных дома, расположенных по в г.Печоре адресам: ********** При этом места накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп в указанных многоквартирных домах не оборудованы, вследствие чего создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов (которые располагаются, как правило, в непосредственной близости от жилых домов), что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, также нарушает жилищные права неопределенного круга лиц – жителей города, а также приезжающих в город граждан. Указанные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, носят характер серьезных нарушений, имеют важное общественное значение.
Печорский природоохранный межрайонный прокурор просил обязать ООО «РСК «Монолит» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:
- организовать в многоквартирных домах, расположенных в ********** по адресам: **********, и находящихся в управлении, места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства;
- разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов;
- назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.
В судебном заседании заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора Ишин А.В. на иске настаивал.
Представитель третьего лица Печорского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Огаркова Е.А., действующая на основании доверенности №... от **.**.**., иск поддержала.
Дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства. Истец согласен на вынесение заочного решения.
Суд, с учетом положений статьи 113 ГПК РФ, известил ответчика о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела. Извещение о судебном заседании с уведомлением о вручении, своевременно направленное в отделение почтовой связи по месту нахождения ответчика, получено последним **.**.**., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении документов.
Согласно статье 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Неявка в суд лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Выслушав объяснения прокурора и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическим благополучием населения является состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу ст.11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее- Закон об охране окружающей среды) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ч.1 ст.51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 51 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и должно обеспечивать также безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее- Правила № 491), определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан и соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подп. «д(1)» п.11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В силу п.12 Правил № 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д (1)" настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «РСК «Монолит» является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: **********, что подтверждается материалами дела.
В ходе проведения Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что ответчиком при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирных домах, не организованы места для накопления ртутьсодержащих ламп.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда здоровью, животным и окружающей среде (далее- Правила), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.
В соответствии с п.3 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В силу п.5 Правил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них (п.6 Правил).
Пунктом 8 (1) Правил определено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами N 491.
Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией (п.8(2) Правил).
Согласно п.п.3.5,3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Печорского природоохранного межрайонного прокурора в полном объеме.
Заявленные прокурором сроки для устранения ответчиком нарушений требований законодательства об охране окружающей среды - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая объем необходимых работ, суд находит разумными.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района «Печора» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать ООО «РСК «Монолит» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:
- организовать в многоквартирных домах, расположенных в ********** по адресам: ********** и находящихся в управлении, места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства;
- разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов;
- назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.
Взыскать с ООО «РСК «Монолит» в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» государственную пошлину в размере 300 рублей (Триста рублей).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Е.А.Продун