Решение по делу № 11-8825/2020 от 05.08.2020

Судья Чепур Я.Х.

дело № 2-1256/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-8825/2020

10 сентября 2020 г.                                г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,

судей Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.,

при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Багамазова Андрея Васильевича на решение Миасского городского суда Челябинской области от 9 июня 2020 г. по исковому заявлению Багамазова Андрея Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Миассе Челябинской области (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Багамазова А.В. и его представителя Чернышева А.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика Пономаревой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Багамазов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее –УПФР) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и назначить ее в размере 37 978,65 руб.

В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, при расчете пенсии УПФР применены неправильные коэффициенты и допущены ошибки, в связи с чем размер пенсии на 1 января 2020 г. составил 16 338,38 руб., в том числе фиксированная выплата – 5 686,25 руб., страховая пенсия – 10 652,13 руб., тогда как согласно его расчетам размер пенсии должен составлять 37 978,65 руб.

Истец Багамазов А.В. и его представитель Чернышев А.В. в судебном заседании суда первой инстанции поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика УПФР Пономарева Е.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, указав на правильность расчета пенсии истца.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В апелляционной жалобе истец Багамазов А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что размер его среднемесячной заработной платы, из которой произведен расчет, составлял 15192,4 руб., тогда как среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период составляла 1494,50 руб., размер его заработной платы был ровно в 10 раз выше среднемесячной заработной платы по стране. Ссылается на то, что средняя пенсия в России за первый квартал 2020 г. составила 14 924 руб., следовательно, его пенсия должна составлять 149 240 руб. Полагает, что судом первой инстанции не учтены положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона «О страховых пенсиях». Из приведенного им расчета следует, что размер страховой части трудовой пенсии должен составлять 37 978,65 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель УПФР просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан на пенсионное обеспечение с 1 января 2015 г. установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Частью 3 статьи 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о трудовых пенсиях) предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что с 26 февраля 2015 г. Багамазов А.В., ДД.ММ.ГГГГ, является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д. 47,52-57).

Багамазов А.В. трижды обращался в УПФР с заявлениями о разъяснении порядка исчисления размера назначенной ему пенсии, предоставлении информации о размере общего трудового (страхового) стажа, принятого к зачёту; размере специального стажа, принятого к зачёту; периодах работы, не принятых к зачёту; величине среднемесячного заработка, применённой при исчислении расчётного размера пенсии; размере стажевого коэффициента; дополнительных повышающих коэффициентах, которые учитывались при исчислении размера пенсии; проценте увеличения пенсии, который был применён при валоризации.

УПФР истцу даны ответы (от 27 июля 2015 г. , от 5 марта 2020 г. , от 17 марта 2020 г. ), в которых указаны сведения: о страховом стаже Багамазова А.В. для права на пенсию, об общем трудовом стаже на 26 февраля 2015 г., специальном стаже для назначения пенсии, стаже до 1990 года для валоризации пенсионного капитала, среднемесячном заработке, учтённом за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г., размер которого составил 15 192 руб. 04 коп., отношении заработков - 1,7, страховых взносах, начисленных страхователями за периоды работы с 2002 года по 2014 год в сумме 737851 руб., индивидуальном пенсионном коэффициенте (ИПК), за период с 1 февраля 2015 г. по состоянию на день назначения пенсии - 114,539. Кроме того, изложен подробный расчёт размера пенсии, назначенной Багамазова А.В., по наиболее выгодному для него варианту (л.д.11-12, 13-17, 18-19).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет пенсии истца произведен УПФР верно, проверен судом, соответствует нормам пенсионного законодательства, оснований для перерасчета размера пенсии не имеется. Судом установлено, что в приведенном с исковом заявлении расчете применены ошибочные процент валоризации, ожидаемый период, стажевый коэффициент, не верно определен расчетный размер трудовой пенсии.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства.

Приведенный в решении суда расчет пенсии истца, вопреки доводам апелляционной жалобы, произведен верно, поскольку основан на правильном толковании норм пенсионного законодательства, сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, стаже истца и иных фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что размер его среднемесячной заработной платы, из которой произведен расчет, составлял 15192,4 руб., тогда как среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период составляла 1494,50 руб., размер его заработной платы был ровно в 10 раз выше среднемесячной заработной платы по стране, поэтому его пенсия должна быть в десять раз больше чем в средняя пенсия в России, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на нормах пенсионного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.

Заработная плата истца за 2000 год составила 135 829,20 руб., за 2001 год – 228 779,79 руб., всего 364 608,99 руб. при делении на 24 месяца размер его среднемесячного заработка составляет 15 192,04 руб., как и указано в расчете истца и ответчика, поэтому отношение его среднего заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период составляет 10,165 (15192,04/1494,50).

Согласно архивных справок ОАО «Варьеганнефтегаз» от 6 марта 2015 г. , от 2 марта 2015 г. , от 27 февраля 2015 г. Багамазов А.В. работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в названные периоды к его заработной плате работодатель применял районный коэффициент 1,7 (л.д.75,81-82,83).

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается размере не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере 1,5 до 1,8.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, содержатся в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19 мая 2003 г. № 670-9, Пенсионного Фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 25-23/5995.

Для Ханты-Мансийского автономного округа - северная часть автономного округа (севернее 60 град. северной широты) установлен коэффициент (для расчета пенсий, стипендий и пособий), применяемый для работников непроизводственных отраслей, равный – 1,5.

Соответственно отношение среднемесячного заработка Багамазова А.В. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации может учитываться в размере не свыше 1,7. Расчетный размер трудовой пенсии истца (РП) составил: 1,7 х 0,55 х 1671 =1562,39 руб.

Таким образом, расчет пенсии, предложенный истцом, без учета установленных ограничений отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не свыше 1,7 не соответствует требованиям законодательства.

Указание в расчете, изложенном в апелляционной жалобе, на то, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 228 месяцев, а не 252 месяца, как указано в решении суда, судебная коллегия считает необоснованным.

Порядок расчета ожидаемого периода определен статьей 32 Федерального закона о трудовых пенсиях.

В силу пункта 1 названной статьи при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

Лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 г. этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно) (пункт 2 статьи 32 Федерального закона о трудовых пенсиях).

Истцу назначена досрочная страховая пенсия на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в период действия Федерального закона о трудовых пенсиях - подпункт 2 пункта 1 статьи 27) по достижении возраста 50 лет с 26 февраля 2015 г., поэтому ожидаемый период подлежит расчету на основании пунктов 1, 2 статьи 32 Федерального закона о трудовых пенсиях.

В 2002 году ожидаемый период составил 144 месяца (12 лет), при ежегодном увеличении на 6 месяцев с 2003 года по 2010 год – 192 месяца (16 лет), при ежегодном увеличении на один год с 2011 года по 2015 год – 252 месяца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, процент валоризации пенсии у истца - 16 % исчислен судом верно, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Федерального закона о трудовых пенсиях сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.

Стаж истца, приобретенный до 1 января 1991 г. составляет 6 лет 11 месяцев 29 дней (л.д.48), соответственно процент валоризации составляет 16%, поэтому в расчете истца неверно указан процент валоризации 23 %.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание расчеты пенсии истца, так как они основаны на неверных расчетах процента валоризации, ожидаемого периода, стажевого коэффициента и расчетного размера трудовой пенсии.

В целом доводы апелляционной жалобы, по сути выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 9 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Багамазова Андрея Васильевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

11-8825/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Багамазов Андрей Васильевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ по г. Миассу (Межрайонное)
Другие
Чернышев Александр Валерьевич
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
06.08.2020Передача дела судье
10.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2020Передано в экспедицию
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее