Дело №2-775/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2016 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре А.О.Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орова В.И. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия о признании незаконным отказа в учете изменений объекта недвижимости, возложении обязанности произвести учет изменений объекта недвижимости,
установил:
Истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ г. ответчиком принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу по тем основаниям, что представленный межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границ и площади указанного земельного участка, содержит сведения о местоположении границ и конфигурации участка существенно отличающиеся от сведений о местоположении границ и конфигурации участка при его образовании, имеющихся в приложении к свидетельству о праве собственности на участок от ДД.ММ.ГГГГ г. Истец полагает данное решение незаконным, нарушающим его право на владение земельным участком в тех границах, в которых участок изначально ему был предоставлен и использовался им с момента предоставления. По мнению истца, план границ, имеющийся в приложении к свидетельству о праве собственности на участок, не позволяет определить местоположение границ участка относительно сторон света и его конфигурацию. В связи с чем невозможно установить наличие несоответствий в межевом плане. Поскольку отсутствуют документы, позволяющие установить местоположение границ участка и его конфигурацию, при уточнении границ участка следует учитывать границы участка, существующие на местности более пятнадцати леи и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Истец просил признать незаконным отказ ответчика в учете изменений земельного участка с кадастровым номером №, возложить обязанность произвести учет его изменений.
Истец в судебное заседание не явился, извещался судом о рассмотрении дела по месту регистрации по месту жительства, представитель истца адвокат Крюковцова О.Л. в судебное заседание не явилась, извещена судом о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель ответчика Кондрашина С.А., действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, считала, что действия ответчика соответствуют требованиям Закона о кадастре, полагала, что ответчиком право истца на владение участком не нарушено, истец не лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана, подготовленного с соблюдением требований Закона о кадастре.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании документов, поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в Порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план.
Согласно статье 22 Закона N 221-ФЗ одним из документов, необходимых для кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка и представляемых вместе с заявлением, является межевой план.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 4 статьи 38 Закона о кадастре).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 5 статьи 38 Закона о кадастре).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 названного федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (часть 6 статьи 38 Закона о кадастре).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в этой части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412.
Согласно пункту 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштабом 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор); сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Согласно подпункту 2 пункта 13 Требований о подготовке межевого плана раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов или территориальных зон их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков; 2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; 3) в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Из анализа названных законоположений следует, что местоположение земельного участка определяется исключительно исходя из сведений, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии у заявителя такого документа либо отсутствия в указанном документе таких сведений представленный заявителем межевой план должен содержать обоснование границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ г. в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером № в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ, к заявлению был приложен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...
По результатам рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ г. Филиалом было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по тем мотивам, что конфигурация уточняемого земельного участка отличается от конфигурации, отраженной в копии приложения к свидетельству о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ г. Кроме того, межевой план имел несоответствия в акте согласования.
ДД.ММ.ГГГГ г. ответчику поступили документы, направленные на устранение причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета, по результатам рассмотрения которых ответчиком было установлено, что причины приостановления кадастрового учета не устранены. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ г. ответчиком было принято решение об отказе в снятии приостановления. ДД.ММ.ГГГГ г. было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Поскольку по результатам кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу, конфигурация земельного участка значительно изменилась, что следует из материалов дела, по мнению суда, у ответчика имелись основания для приостановления кадастрового учета изменений земельного участка и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета. Исходя из приведенных правовых норм, суд полагает, что в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" должно содержаться обоснование фактического использования земельного участка со всех сторон, результаты измерения, указание, какими конкретно объектами искусственного происхождения закреплены на местности границы земельного участка, в связи с чем невозможно определение местоположения границ участка согласно конфигурации, обозначенной в приложении к свидетельству о праве собственности на земельный участок. Кроме того, заключение кадастрового инженера, имеющееся в межевом плане, представленном в материалы дела, содержит обоснование относительно различия в площади земельного участка, определенной по результатам кадастровых работ, которая определена на 10% меньше по сравнению с площадью участка, указанной в правоустанавливающем документе. При этом кадастровый инженер делает предположительный ничем не подтвержденный вывод относительно наличия ошибки в правоустанавливающем документе в определении площади участка из-за сложности фигуры участка.
Поскольку органом кадастрового учета установлены названные противоречия по конфигурации земельного участка, а также отсутствует надлежащее обоснование возникновения данных противоречий, по мнению суда, действия органа кадастрового учета по принятию вышеназванных решений соответствуют закону, право истца на владение земельным участком вышеуказанными решениями не нарушено. Истец не лишен возможности вновь обратится в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка с приложением межевого плана, соответствующего всем требованиям Закона о кадастре.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2016 года.