Решение по делу № 3а-60/2019 от 03.10.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2019 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Кущ Н.Г.,

при секретаре Кутлубаевой К.В.,

с участием представителя административного истца Падерина Е.В., действующего на основании доверенности от 26.07.2019 сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-60/2019 по административному исковому заявлению Петровской Юлии Александровны к Администрации г.Томска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

Петровская Ю.А. в лице представителя Падерина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Томска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м, расположенный по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.07.2019 №КУВИ-001/2019-17994130.

Кадастровая стоимость земельного участка определена актом от 08.09.2016 №70-0-1-29/3001/2016-3183 и составляет 17651096 рублей 28 копеек по состоянию на 07.09.2016.

Вместе с тем, согласно отчету №1163/19 от 31 июля 2019 года, подготовленному оценщиком ООО «Центр экономических консультаций и оценки», рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 07.09.2016 составила 10511000 рублей.

Установлением кадастровой стоимости, значительно превышающей рыночную стоимость земельного участка, нарушаются права административного истца на уплату экономически обоснованного земельного налога.

Просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ общей площадью /__/ кв.м в размере его рыночной стоимости 10511000 рублей, определенной по состоянию на 07.09.2016.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Падерин Е.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.

В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Томской области Костырев Р.М., не возражая по существу заявленных требований, оставил разрешение дела по существу на усмотрение суда. Вместе с тем указал, что Управление Росреестра по Томской области не является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, не принимает участия в определении кадастровой стоимости и не утверждает результаты определения кадастровой стоимости. Реализация в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в отношении здания не влияет на права и законные интересы Управления.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Зуева Е.Н. указала, что разрешение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости оставляет на усмотрение суда. Вместе с тем, в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» просила отказать. Отметила, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости рассчитана на основании удельного показателя, утвержденного постановлением администрации Города Томска №1240 от 26.11.2014, сведений о том, что учреждением допущена ошибка при расчете кадастровой стоимости земельного участка, не представлено.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Судом установлено, что Петровской Ю.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенный по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.07.2019 №КУВИ-001/2019-17994130 (л.д.7-8).

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.02.2019 №КУВИ-001/2019-2955423 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ составляет 17651096,28 руб. (л.д.6).

Указанная кадастровая стоимость установлена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 08.09.2016 по состоянию на 07.09.2016 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 26.11.2014 №1240 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск», путем умножения значения площади вновь образуемого земельного участка на значение удельного показателя кадастровой стоимости земель (л.д.97).

Петровская Ю.А. является плательщиком земельного налога в силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которого исчисляется исходя из результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, что указывает на заинтересованность административного истца в установлении размера кадастровой стоимости участка как налогооблагаемой базы.

При таких обстоятельствах обращение административного истца в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 07 сентября 2016 года в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является отчет об оценке объекта.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/ был представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка №1163/19 от 31.07.2019, составленный ООО «Центр экономических консультаций и оценки», в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ по состоянию на дату оценки (07 сентября 2016 года) составляет 10511 000 рублей.

Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены. Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.

Ответственность оценщика Е. и ООО «Центр экономических консультаций и оценки» застрахована в установленном порядке и размере.

Как следует из представленного отчета, оценка проводилась по состоянию на 07 сентября 2016 года, то есть на дату образования нового земельного участка.

Оценщиком в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, виде разрешенного использования.

Оценщик произвел анализ рынка предложений земельных участков г.Томска, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией и обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов.

Из предложений по продаже земельных участков оценщиком выбрано три объекта-аналога с наиболее подходящими характеристиками объекту оценки. За единицу сравнения оценщиком принят 1 кв.м общей площади земельных участков как наиболее объективный показатель. При выборе объектов-аналогов оценщик использовал данные муниципальных торгов города Томска, указан адрес сайта.

Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

При таких обстоятельствах указанная в отчете об оценке №1163/19 от 31.07.2019 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером /__/, площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ по состоянию на 07 сентября 2016 года в размере 10 511 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.

Поскольку частью 5 статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, суд в силу части 6 статьи 24.20 данного Закона считает необходимым указать дату подачи административного иска в суд – 02 октября 2019 года, так как сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Довод представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о неправомерности привлечения учреждения к участию в деле в качестве административного ответчика является несостоятельной в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Согласно приказу Росреестра от 12.05.2015 №П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» ФГБУ «ФКП Росреестра» наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Как установлено в ходе судебного заседания кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/ определена Актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости 70-0-1-29/3001/2016-3183 от 08.09.2016 в связи с образованием нового земельного участка.

Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Петровской Юлии Александровны к Администрации г.Томска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ общей площадью /__/ кв.м равной его рыночной стоимости в размере 10511000 рублей по состоянию на 07 сентября 2016 года.

Датой подачи заявления в суд считать 02 октября 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

3а-60/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Петровская Юлия Александровна
Ответчики
Управление Росреестра по Томской области
Администрация г.Томска
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГРиК" в лице филиала по Томской области
Суд
Томский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.tms.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2020Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Дело оформлено
04.02.2020Дело передано в архив
07.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее