Решение по делу № 2а-2045/2022 от 31.01.2022

Дело а-2045/2022

54RS0-06

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    18 апреля 2022 года                                                                                                           <адрес>        Центральный районный суд <адрес> в составе:    председательствующего судьи                                                    Александровой Е.А.,    при секретаре                                                                                                   Отт Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Эрлих Т. В. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным отказа о включении в список лиц претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников долевого строительства,

у с т а н о в и л:

Эрлих Т.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать отказ Министерства строительства <адрес> во включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать административного ответчика включить истца в указанный Список, в связи с наличием оснований для включения истца в указанный Список и отказом Минстроя НСО.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом.

Представитель административного истца Бурдина О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель административного ответчика Минстрой НСО в судебное заседание не явился, извещен, направил в адрес суда возражения относительно удовлетворения исковых требований.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Судом установлено, что 29.12.1999    года между Савиных Л.А. и ОАО «ЗЖБИ-7» был заключен инвестиционный договор /II (л.д.8), об участии в строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: 630098, <адрес> (14) -стр.), в соответствии с которым Савиных Л.А. должна была получить трехкомнатную <адрес> (номер стр.), расположенную во втором подъезде на первом этаже, общей площадью 78 кв.м. Савиных Л.А. свои обязательства по инвестированию трехкомнатной <адрес> выполнила в полном объеме и надлежащим образом, что подтверждается самим договором.

27.10.2011г. Савиных Л.А. умерла, в наследство вступили сын Савиных С.В. и дочь Чурилова О.В., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону 54 А А 0731325 от 21.05.2012г.(л.д.9), впоследствии единоличным собственником стал Савиных С.В., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2022г. (л.д.10).

15.09.2014г. Савиных С.В. продал принадлежащую ему на праве собственности долю в праве общей долевой собственности в размере 11/1000 Эрлих Т.В., что подтверждается договором купли-продажи от 15.09.2014(л.д.11-12) и свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2014г. <адрес> (л.д.13).

Сроки окончания строительства в соответствии с договором /II от 29.12.1999г. были определены августом 2000 г.

Вышеуказанный инвестиционный договор в судебном порядке не оспорен, недействительным не признан.

Таким образом, истец передал денежные средства строительной компании как участник долевого строительства, который подпадает под критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, и относятся к числу пострадавших.

30.03.2005г. бывший застройщик ОАО «ЗЖБИ-7» Решением Арбитражного суда <адрес> по делу №А45-7362/03-СБ/186 был признан несостоятельным (банкротом), а 17.10.2006г. Федеральной налоговой службой внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ОПО «ЗЖБИ-7» (л.д.15).

Застройщиком обязательства по передаче объекта строительства участнику строительства, в определенный договором срок, не исполнены до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу А45-7362/03-СБ/186 конкурсное производство в отношении ЗАО «ЗЖБИ-7» завершено (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Министерство строительства НСО с заявлением о включении ее в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Уведомлением Министерства строительства НСО от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано во включении в указанный Список, по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 15 Порядка включения граждан в список претендующих на поддержку лиц, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, а именно - непредставление документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения (л.д.12).

Фактическим основанием для отказа в удовлетворении требования административного истца явилось не предоставление судебного акта Арбитражного суда <адрес> о передаче жилого помещения в рамках процедуры банкротства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только на основании договора участия в долевом строительстве.

В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные.

Согласно части 4 статьи 23 вышеназванного Федерального закона, для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 361-п, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов", установлен Порядок включения граждан в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с пунктами 9,10 названного Порядка -П включение в Список граждан осуществляется на основании заявления о включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между гражданином и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;

3) копии документов, подтверждающих внесение гражданином денежных средств для строительства Объекта;

4) копия документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилых помещений (вступившее в законную силу определение суда, уведомление конкурсного управляющего).

При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон.

Представленные по административному делу доказательства, а именно: Инвестиционный договор /II (л.д.8), судебные акты (л.д.14), свидетельства о государственной регистрации права (л.д.10,13), в совокупности свидетельствуют о том, что между административным истцом и ЗАО «ЗЖБИ-7» сложились отношения, предметом которых являлись строительство многоквартирного жилого дома и последующая передача жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность административного истца. Обязательства по уплате денежных средств по договору с ЗАО «ЗЖБИ-7» административный истец исполнила.

Указанные обстоятельства в судебном порядке сторонами договоров не оспорены, договоры недействительными не признаны. Таким образом, административный истец являлась участником долевого строительства.

Застройщик ЗАО «ЗЖБИ-7», привлекший денежные средства в целях строительства многоквартирного дома, просрочил исполнение своих обязательств, жилой дом не построен, жилое помещение в собственность не передано, конкурсное производство в отношении застройщика завершено, застройщик ликвидирован, т.е. возможность возврата денежных средств по Инвестиционному договору административному истцу каким-либо иным способом не подтверждена.

В связи с тем, что данный многоквартирный жилой дом не был фактически возведен, защита прав административного истца, как участника долевого строительства, иным способом, кроме использованных административным истцом, не представляется возможным.

Также нельзя согласиться с позицией Министерства строительства <адрес> о том, что административный истец не подлежит включению в реестр, поскольку не предоставлено судебного акта Арбитражного суда <адрес> о включении в реестр требований кредиторов с требованием о передаче жилого помещения.

Как уже указано выше, в соответствии с пунктами 9,10 Порядка -П включение в Список граждан осуществляется на основании заявления о включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между гражданином и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;

3) копии документов, подтверждающих внесение гражданином денежных средств для строительства Объекта;

4) копия документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилых помещений (вступившее в законную силу определение суда, уведомление конкурсного управляющего).

Формальное не предоставление административным истцом копии документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилых помещений (вступившее в законную силу определение суда, уведомление конкурсного управляющего), при наличии вышеуказанных обстоятельств (заключения договора и произведенной по нему оплаты, неисполнение застройщиком своих обязательств по строительству и передаче жилого помещения по договору /II), установление судами того факта, что объект долевого строительства Застройщиком построен не был, ЗАО «ЗЖБИ-7» не собиралось исполнять обязательства по строительству МКД, не может служить основанием для ущемления прав участника долевого строительства (административного истца).

Иного способа защиты нарушенного права у административного истца не имеется.

Кроме того, Параграф 7 главы IX Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующий банкротство застройщиков, введен в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, то есть после открытия конкурсного производства в отношении ЗАО «ЗЖБИ-7».

Изложенное, в случае обращения административного истца в Арбитражный суд, исключало возможность выбора административным истцом способа защиты права в рамках дела о банкротстве, в виде включения в реестр требований с требованием о передаче жилого помещения.

В связи с вышеизложенным, отказ административного ответчика во включении административного истца в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) не может быть признан законным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Эрлих Т. В. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным отказа о включении в список лиц претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников долевого строительства - удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Эрлих Т.В. во включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ.

Обязать Министерство строительства <адрес> включить Эрлих Т. В. в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                                                                   Е.А. Александрова

2а-2045/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Эрлих Тамара Владимировна
Ответчики
Министерство строительства Новосибирской области
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Судья
Александрова Елена Александровна
Дело на странице суда
centralny.nsk.sudrf.ru
31.01.2022Регистрация административного искового заявления
01.02.2022Передача материалов судье
02.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2022Дело оформлено
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее