Дело № 2-2363/2024
50RS0034-01-2024-003214-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2024 года г.о. Павловский-Посад
Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кривоноговой Т.П.,
при секретаре судебного заседания Бурумовой О.Д.,
с участием представителя истца Никитина А.П. - адвоката Гусева А.С., представителя ответчика Аржановой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Александра Павловича к Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и перерасчете арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Никитин А.П. обратился в суд к Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области с требованиями об обязании в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес>, земельный участок № направить его для подписания Никитину А.П., а также обязании произвести перерасчет арендной платы Никитину А.П. по вышеуказанному земельному участку с 17.04.2024г.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Администрацией Павлово-Посадского городского округа Московской области по результатам проведения торгов, был заключен договор № № аренды земельного участка общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, сроком на 20 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с целью и условиями договора аренды Никитин А.П. возвел на арендованном земельном участке жилой дом, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в соответствии с которой на земельном участке имеется жилой дом площадью № кв.м. с кадастровым номером № дата присвоения кадастрового номера 12 марта 2024 года, местонахождение: <адрес> Право собственности на указанный жилой было зарегистрировано за административным истцом ДД.ММ.ГГГГ года, запись о регистрации права №№
Для оформления арендованного земельного участка в собственность, Никитин А.П. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему государственной услуги «Предоставление земельного участка, государственная в собственность на которые не разграничена за плату без проведения торгов».
17 апреля 2024 года ответчик принял решение №№ об отказе в предоставлении услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Не согласившись с решением от 17.04.2024г., Никитин А.П. обратился в суд с административным иском. Решением Павлово-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № № с учетом определения об исправлении описки, исковые требования Никитина А.П. были удовлетворены: решение Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области об отказе Никитину Александру Павловичу в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 17 апреля 2024 года №№ признано незаконным. Администрация Павлово-Посадского городского округа Московской области обязана в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Никитина Александра Павловича в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: № Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ обжаловано не было и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ответчиком до настоящего времени решение суда не исполнено, на заявление от ДД.ММ.ГГГГ. ответа не получено.
Поскольку решение Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области от 17 апреля 2024 года №№ признано незаконным, то истец имеет право на перерасчет уплаченной арендной платы за земельный участок, начиная с 17.04.2024г.
В судебное заседание истец Никитин А.П. не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом, обеспечил участие своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Никитина А.П. – Гусев А.С. настаивал на удовлетворении искового заявления в полном объеме, указав, что до настоящего времени Администрация не исполнила решение суда.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных исковых требований, указав, что иск подан преждевременно, сначала необходимо дождаться решения по заявлению от 03.09.2024г., которое направлено в Министерство имущественных отношений Московской области, а в случае повторного отказа, можно было бы выходить с подобным иском. До настоящего времени заключение из Министерства имущественных отношений Московской области не поступало, а без него Администрация не может дать ответ по заявлению о предоставлении муниципальной услуги.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области, в судебное заседание не явился, о явке в суд извещался надлежащим образом, с ходатайством об отложении разбирательства по делу не обращался. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив доводы искового заявления, возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Пунктом 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Законом Московской области от 10.12.2020 № 270/2020-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 3 ст. 2).
Таким образом, решение вопроса о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Павлово-Посадского городского округа, отнесено законодательством к компетенции органа местного самоуправления, т.е. Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области, которая является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с требованиями ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с требованиями п.п. 6, 7 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 3 ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 39.17 ЗК РФ проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Проверив материалы дела, суд находит, что данное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом в ходе разбирательства по делу:
ДД.ММ.ГГГГ. между Никитиным А.П. и Администрацией Павлово-Посадского городского округа Московской области по результатам проведения торгов заключен договор № № аренды земельного участка общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства сроком на 20 лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Никитин А.П. возвел на арендованном земельном участке жилой дом площадью № кв.м. с кадастровым номером №, право собственности на указанный жилой зарегистрировано за административным истцом 12.03.2024 года, запись о регистрации права № №
Для оформления арендованного земельного участка в собственность, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему государственной услуги «Предоставление земельного участка, государственная в собственность на которые не разграничена за плату без проведения торгов».
17 апреля 2024 года административный ответчик принял решение №№ об отказе в предоставлении услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Решением Павлово-Посадского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № № с учетом определения об исправлении описки, решение Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области об отказе Никитину Александру Павловичу в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 17 апреля 2024 года №№ признано незаконным. Администрация Павлово-Посадского городского округа Московской области обязана в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Никитина Александра Павловича в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. не обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. Никитин А.П. обратился в Администрацию Павлово-Посадского городского округа Московской области с заявлением об исполнении решения Павлово-Посадского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и разрешении вопроса о повторном рассмотрении заявления Никитина А.П. в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».
Информации о принятом решении по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. суду не предоставлено.
В представленных в суд возражениях на административное исковое заявление ответчик указывает, что истец должен был дождаться решения по заявлению ДД.ММ.ГГГГ., однако преждевременно обратился с настоящим иском.
Данный довод судом не может быть признан обоснованным, поскольку сроки на принятие решения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. истекли, решение по заявлению не принято.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, препятствующих передаче земельного участка в собственность истца.
В силу статьи 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право Никитина А.П. на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов. Доказательств иного суду не предоставлено, а бездействие со стороны ответчика нарушают права истца.
При разрешении требований об обязании произвести перерасчет арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ., суд учитывает, что в случае совершения администрацией всех действий, возложенных на нее Законом, то есть своевременного принятия решения о предоставлении земельного участка и направления проекта договора купли-продажи, истец мог приобрести в собственность это имущество с прекращением арендных отношений. Поводом для продления аренды явился отказ администрации и необходимость его признания незаконным в судебном порядке, за период оспаривания которого истцу была начислена арендная плата.
Таким образом, учитывая, что в спорный период истец предпринимал меры для восстановления своего нарушенного права на выкуп арендованного имущества, в связи с чем, арендную плату за указанный период, в соответствии со ст. 15 ГК РФ надлежит относить к убыткам.
Иной подход позволял бы органу совершать действия в виде неправомерного отказа в выкупе при отсутствии на то законных оснований, оспаривание которых заинтересованными лицами увеличивало бы срок вынужденной аренды и необходимость для них нести большие расходы за пользование имуществом, несмотря на признание впоследствии отказа администрации незаконным (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 г.)
Земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Покупатель (бывший арендатор) до государственной регистрации перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного налога, поэтому обязан в соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) возместить продавцу (арендодателю) расходы по уплате этого налога.
Вместе с тем, поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 Земельного кодекса до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется.
Таким образом, обязательство истца по внесению арендной платы, возникшее из ранее заключенного между сторонами договора аренды, сохраняется до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок. Данная правовая позиция закреплена в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным Кодексом.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у указанных лиц с момента регистрации за ними одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРН, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (абзац 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании изложенного суд считает, что требования Никитина А.П. об обязании администрацию произвести перерасчет арендной платы законные и обоснованные, а потому подлежат удовлетворению.
При этом, для определения даты, с которой истцу должен быть произведен перерасчет суд учитывает дату отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность (ДД.ММ.ГГГГ.), а также период, в течение которого осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок. Если бы в указанную дату (ДД.ММ.ГГГГ.) администрация приняла не решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, обусловившее возникновение судебного спора, а заключила договор купли-продажи земельного участка, истец мог бы зарегистрировать свое право собственности на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ (с учетом установленных законом нормативных сроков государственной регистрации).
В данном случае размер возможной имущественной компенсации заявителю в связи с незаконным решением уполномоченного органа об отказе в предоставлении участка в собственность должен определяться как разница между установленным размером арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ по дату государственной регистрации перехода права на земельный участок (включительно) по договору аренды и земельным налогом, исчисленным в указанный период по предусмотренной законом ставке для соответствующего земельного участка.
С учетом изложенного, оценивая доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию Павлово-Посадского городского округа Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес>, направить его для подписания Никитину А.П., а также обязать Администрацию Павлово-Посадского городского округа Московской области произвести перерасчет арендной платы Никитину А.П. по вышеуказанному земельному участку с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ :
Исковые требования Никитина Александра Павловича к Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и перерасчете арендной платы удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Павлово-Посадского городского округа Московской области в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства в трех экземплярах и направить проект указанного договора для подписания Никитину Александру Павловичу.
Обязать Администрацию Павлово-Посадского городского округа Московской области в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет арендной платы Никитину Александру Павловичу по земельному участку с кадастровым номером № по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по дату государственной регистрации перехода права на земельный участок (включительно) с прекращением начисления арендных платежей в части превышающей размер земельного налога.
В удовлетворении исковых требований Никитина Александра Павловича об обязании Администрации Павлово-Посадского городского округа Московской области произвести перерасчет арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Павлово-Посадский городской суд Московской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2024 года
Судья Т.П. Кривоногова