<данные изъяты>

дело № 12-80/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Надым, ЯНАО                      09 апреля 2020 года

Судья Надымского городского суда ЯНАО Антонова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Надыме Белоногова С.В. на постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО – государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды <данные изъяты>. от 26.08.2016 года №798, в соответствии с которым должностное лицо – Белоногов СВ, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Главный специалист окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО – государственный инспектор ЯНАО в области охраны окружающей среды <данные изъяты> (далее по тексту – государственный инспектор) 24 января 2020 года составил протокол №01-01/ОГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора филиала акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в г. Надыме Белоногова С.В. (далее по тексту – должностное лицо), а 10 февраля 2020 года рассмотрев материалы административного дела, вынес постановление №44 о привлечении должностного лица к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением государственного инспектора, должностное лицо - Белоногов С.В. обратился в Надымский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы, ссылаясь на, то что работы по ремонту «КОС г,Надым» неоднократно откладываются и до момента введения объекта «Реконструкция и модернизация канализационных очистных сооружений г.Надым» в эксплуатацию, соблюдение нормативов качества сточных вод Должностным лицом не может быть обеспечено по независящим от него обстоятельствам. Также указал, что данный объект отнесен к 3 категории негативного воздействия на окружающую среду, то разработка и утверждение программы повышения экологической эффективности для данной категории негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с ч 1 ст.67.1 Федерального закона №7 от 10.01.20002 года «Об охране окружающей среды» не предусмотрено. Кроме этого сослался на Приказ Минприроды России от 17.12.2018 №667 которым утверждены «Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды», в котором указано, что в План должны быть включены не только фактические показатели объема или массы выбросов, сбросов каждого загрязняющего вещества до начала мероприятия, но и конкретные показатели уменьшения массы выбросов 5, сбросов по каждому загрязняющему веществу с указанием цифрового показателя такого снижения, а это невозможно без реализации работ по реконструкции и модернизации канализационных очистных сооружений г.Надым. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

От административного органа в суд поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителя.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности – Белоногов С.В. и представители административного органа, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного рассмотрения жалобы в судебное заседание не явились, просил о рассмотрения жалобы в его отсутствие, в связи с чем, и на основании ст.ст. 25.1, 25.15 КоАП РФ, жалоба рассмотрена в отсутствие должностного лица и представителя административного органа.

Судья, изучив доводы жалобы с приложенными документами, поступившие возражения на жалобу, исследовав и оценив материалы по делу об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Частью 4 статьи 35 Водного кодекса РФ установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закона №7-ФЗ) к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества. В силу статьи 3 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно п. 1 ст. 22 Закона №7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Из ч. 4 ст. 23 Закона №7-ФЗ следует, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст. 34 Закона №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Частями 1 и 2 статьи 39 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Сточные воды - воды, сброс, которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п.19 ст.1 Водного кодекса РФ). В силу частей 1 - 4 статьи 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, в силу ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, Частью 6 ст.56 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Согласно п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 г. №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений и сооружений, при этом использующие в процессе своей деятельности водные объекты, в том числе для целей сброса в них сточных вод, обязаны соблюдать установленные в соответствии с федеральными законами нормативы воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществлять мероприятия по охране водных объектов.

Из представленных материалов административного дела следует, что Обществу на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от *дата* года №*№ обезличен* (далее решение) предоставлен в пользование водный объект –<адрес> для сброса сточных и (или) дренажных вод со сроком пользования с *дата* года по 13.07.2023 года и находится в пределах водохозяйственного участка 15.03.00.001 Надым (п.3.1 раздела 3 Решения).

При получении результатов учета сточных ( дренажных) вод за 3 квартал 2019 года предоставленных АО «Ямалкоммунэнерго» было установлено, что в нарушение требований ч.4 ст.35, ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ, установлен факт превышения Обществом в период с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года допустимой концентрации (максимального содержания) загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных, в том числе дренажных водах (БПК полн. – в 8,5 раз, ионы аммония – в 52,6 раз, хлорид-анион – в 1.3 раза, нитрит –анион в 5,6 раз, нитрат –анион в 1,2 раза,фосфор -фосфат– в 49,8 раз, сухой остаток в 1, 1 раза и марганец в 2, 15 раза.

Виновность должностного лица - директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Надыме Белоногова С.В. в инкриминируемом правонарушении, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: вышеуказанным протоколом №01-01ОГ об административном правонарушении от 24.01.2020 г.; сведениями полученных в результате учета качества сточных и (или) дренажных вод за 3 квартал 2019 года предоставленных АО «Ямалкоммунэнерго»( л.д.11) в котором отражены загрязняющие вещества; копией решения департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от *дата* года № *№ обезличен* во предоставлении водного объекта – протоки <адрес> в пользование для сброса сточных вод, в котором утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в протоку <адрес> для Общества; копией паспорта на имя Белоногова С.В.; копией приказа №1-ЛС от 01.01.2012 года, изданного исполнительным директором ОАО «Ямалкоммунэнерго» в соответствии с которым Белоногов С.В. принят на работу в порядке перевода в качестве директора филиала ОАО «Ямалкоммунэнерго» в г. Надыме, заключен трудовой договор №1 от 01.01.2012 года, с приказом Белоногов С.В. ознакомлен, имеется его подпись; должностной инструкцией Директора Филиала ОАО «Ямалкоммунэнерго» согласно которой на Белоногова С.В. возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции как руководителя филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Надыме с их подробным перечислением.

Административным органом правомерно привлечен к административной ответственности именно Белоногов С.В., как должностное лицо Общества, ответственное за допущенные нарушения, являющийся директором филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Надыме, что следует из вышеуказанных приказа о приеме на работу и должностной инструкцией, возлагающей на него функции должностного лица, что корреспондируется с положениями статьи 2.4 КоАП РФ.

Ненадлежащее исполнение Белоноговым своих должностных обязанностей верно квалифицированы административным органом по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ в размере, предусмотренном санкцией статьи, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, установленного государственным инспектором, является справедливым и соответствует минимальному размеру наказания, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Вопреки доводу жалобы, перечень указанных доказательств является допустимым и достаточным для утверждения о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей для соблюдения установленных в соответствии с федеральными законами нормативов воздействия на водные объекты путем применения технических средств и технологий обезвреживания сточных вод, а также осуществления мероприятий по охране водных объектов, суду не представлено.

В действиях должностного лица отсутствует крайняя необходимость, так как возглавляемый им с 01.01.2012 года филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Надыме использует в своей деятельности КОС г. Надыма для сброса сточных вод в водный объект – <адрес> с 29.12.2012 года, и с этого времени не предпринимало достаточных и действенных мер, могущих повлиять на реконструкцию и модернизацию КОС, в отсутствие чрезвычайных, объективно непреодолимых и не зависящих от воли Общества обстоятельств.

Должностное лицо привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ. Оснований для изменения определенного административным органом минимального размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 г. №4-П и ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, либо для признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), с учётом характера правонарушения, совершенного им, и в силу закона, не нахожу. В виду возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, не усматриваю оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение либо отмену постановления государственного инспектора в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, в связи с чем жалоба Белоногова С.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица – директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Надыме Белоногова С.В., оставить без удовлетворения.

Постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО – государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды <данные изъяты> от 10 февраля 2020 года №44, в соответствие с которым должностное лицо – директор филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Надыме Белоногов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения.

Решение по делу может быть обжаловано или опротестовано сторонами в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи жалобы через Надымский городской суд.

Судья : (подпись)

Копия верна:Судья Надымского городского суда         В.А.Антонова

Решение не вступило в законную силу: 09.04.2020 г.Подлинник решения хранится в административном деле № 12-80/2020 в Надымском городском суде.

                        

12-80/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Белоногов Сергей Викторович
Суд
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Антонова Вера Алексеевна 094
Статьи

8.13

Дело на сайте суда
nadymsky.ynao.sudrf.ru
02.03.2020Материалы переданы в производство судье
04.03.2020Истребованы материалы
27.03.2020Поступили истребованные материалы
27.03.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее