Судья - Балакина А.В.
Дело № 33-12472
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Чулатаевой С.Г. и судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А. при секретаре Анохиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 12 октября 2016г. дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Пермского районного суда Пермского края от 21 июля 2016 года, которым постановлено:
Иск Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить на ФКУ Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность провести капитальный ремонт здания склада продовольствия, расположенного по адресу: **** в срок до 01.01.2018 года.
Возложить обязанность на ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на проведение капитального ремонта здания склада продовольствия в срок до 01.01.2018 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Зелениной М.В., представителя ответчика и третьего лица Гетц А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ «Пермская воспитательная колония», ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности провести капитальный ремонт здания склада продовольствия, организовать финансовое обеспечение на проведение капитального ремонта здания склада продовольствия.
В обоснование исковых требований указано, что в исправительных учреждениях в мае 2016 года была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки были установлены нарушения законодательства Российской Федерации, регламентирующего соблюдение требований безопасности зданий и сооружений. Склад продовольствия ФКУ ПВК, инвентарный номер 19998, располагается за режимной территорией ФКУ ПВК в двухэтажном кирпичном здании по адресу: ****. На складе хранятся продукты питания, предназначенные для осужденных ФКУ ПВК и лиц, содержащихся под стражей ФКУ СИЗО-** ГУФСИН России по Пермскому краю. Помещение склада хранения пищевых продуктов для нужд ФКУ ПВК и ФКУ СИЗО-** находится в аварийном состоянии, здание имеет трещины кладки снаружи, но внутренних помещениях повсеместно обнаружены следы протекания кровли, что отражено в акте осмотра с участием представителя прокуратуры, а также актом осмотра здания от 05.05.2016. Согласно актам осмотра здания склада, составленным комиссией ФКУ ПВК, неудовлетворительное состояние кирпичной кладки фасада здания, кровли, пола, центрального отопления, водопровода, канализационной системы, вентиляции впервые выявлены и задокументированы в марте 2012 года. Проверкой прокуратуры установлено, что ежегодно проводимые с 2012 года осмотры здания склада подтверждают факт нахождения строения в неудовлетворительном состоянии и необходимость проведения капитального ремонта. В адрес руководителя ГУФСИН России по Пермскому краю начальником ФКУ ПВК неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств для проведения ремонта здания продовольственного склада. До настоящего времени денежные средства для указанных целей ГУФСИН России по Пермскому краю не выделены, капитальный ремонт не проведен. 17.08.2015 начальнику ФКУ ПВК внесено представление об устранении нарушений, выявленных при проверке склада продовольствия.
Из ответа начальника ФКУ ПВК от 18.09.2015, следует, что устранены незначительные нарушения, ремонт склада не произведен. 12.08.2015 в результате осмотра здания хозяйственно-складской зоны учреждения ФКУ ПВК комиссией с участием начальника ФКУ ПВК, представителя прокуратуры установлено, что здание находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. 05.05.2016 проведен общий (весенний) осмотр здания склада продовольствия комиссией ФКУ ПВК. Согласно акту осмотра, утвержденному начальником ФКУ ПВК, строение находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. 12.05.2016 проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Здание склада продовольствия находится также в аварийном состоянии, капитальный ремонт не проведен. Результаты проверки имеются в докладной записке от 13.05.2016. Постановлением врио главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России № ** от 28.09.2015 ФКУ ПВК признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей. ** отделом надзорной деятельности по Пермскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю выявлены нарушения правил пожарной безопасности в здании склада. В связи с обнаружением многочисленных нарушений в области пожарной безопасности 02.11.2015 в отношении ФКУ ПВК возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, следует возложить на ФКУ ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность провести капитальный ремонт здания склада продовольствия. Установить срок исполнения до 01.01.2017 года. Обязать ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на проведение капитального ремонта здания склада продовольствия. Установить срок исполнения до 01.01.2017 года.
Участвующий в деле помощник прокурора на иске настаивала.
Представитель ответчика ФКУ «Пермская воспитательная колония» в судебном заседании с требованиями не согласился.
Представители ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в иском не согласились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю просит решение суда отменить. В жалобе приводятся доводы о том, что у прокурора не имелось полномочий для предъявления настоящего иска в порядке ст.45 ГПК РФ. Круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, в данном случае четко определен, возможно установить всех лиц, которые имеют доступ в указанное здание. Указанное обстоятельство опровергает доводы о том, что в рамках рассматриваемого иска затрагиваются интересы неопределенного круга лиц. При этом, согласно данным отдела капитального строительства и ремонта ГУФСИН нарушений ст.7 ФЗ от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в ходе плановых выездов в ПВК не выявляются. Отсутствуют разрушения несущих конструкций здания, которые могут причинить угрозу жизни и здоровью людей. Выполнение косметического ремонта и подготовка к эксплуатации в зимний период осуществляется силами самого учреждения. В соответствии с Уставом ПВК является юридическим лицом и может самостоятельно запланировать расходы по предъявленным прокурором требованиям. Кроме того, возложение обязанности по обеспечению финансирования расходов на проведение капитального ремонта склада на ГУФСИН России по Пермскому краю не основано на законе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ГУФСИН России по Пермскому краю и третьего лица Гетц А.А., которая на доводах жалобы настаивала.
Другие лица, участвующие в деле, будучи извещены путем направления судебных извещений заказной почтовой корреспонденцией, не явились, заявлений об отложении рассмотрения дела в судебную коллегию не поступило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судебная коллегия, заслушав пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Зелениной М.В., представителя ГУФСИН России по Пермскому краю и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в ней (ст. 327. 1. ГПК РФ), не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, здание склада для хранения пищевых продуктов для нужд ФКУ ПВК и ФКУ СИЗО-** находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта, здание имеет трещины кладки снаружи, но внутренних помещениях повсеместно обнаружены следы протекания кровли, что отражено в акте осмотра с участием представителя прокуратуры 12.08.2015 года.
17.08.2015 года в адрес ФКУ ПВК вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Из ответа начальника ФКУ ПВК от 18.09.2015, следует, что устранены незначительные нарушения, ремонт склада не произведен.
В адрес руководителя ГУФСИН России по Пермскому краю начальником ФКУ ПВК неоднократно направлялись заявки на выделение денежных средств для проведения ремонта здания продовольственного склада.
Постановлением врио главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ-** ФСИН России № ** от 28.09.2015 ФКУ ПВК признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
02.11.2015 в отношении ФКУ ПВК возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
05.05.2016 года составлен акт общего осмотра здания хозяйственно-складской зоны, в соответствии с которым установлено, что строение находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в капитальном ремонте
Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
В ст. 10 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно статье 24 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 212 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников, в том числе и при эксплуатации зданий, сооружений.
Учитывая, что ФКУ ПВК не выполняются возложенные на него законом обязанности по производству ремонта здания, находящегося в оперативном управлении учреждения, чем нарушается право неопределенного круга лиц на надлежащее материально-бытовое обеспечение, гарантированное УИК РФ и положениями ТК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Возлагая на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность организовать финансовой обеспечение расходов на проведение капитального ремонта здания склада продовольствия, суд исходил из того, что согласно Положения о ГУФСИН России по Пермскому краю, Главное Управление является территориальным органом, находящимся в подчинении ФСИН России, а также распределителем выделяемых ФСИН России средств федерального бюджета и средств, полученных от иной деятельности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии полномочий у прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ для обращения в суд с настоящим иском, состоятельными не являются.
Неисполнение ФКУ ПВК требований по проведению ремонта (капитального) здания склада, используемого для хранения пищевых продуктов для нужд ФКУ ПВК и ФКУ СИЗО-**, ставит под угрозу жизнь и здоровье не только пребывающих там людей, но и санитарно- эпидемиологическое благополучие осужденных при организации питания, что свидетельствует об угрозе жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поэтому, вопреки доводам жалобы ответчика, у прокурора имелись полномочия для обращения в суд с настоящим иском.
Доводы жалобы относительно технического состояния здания склада не могут быть признаны состоятельными, поскольку опровергаются совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе соответствующими актами осмотров состояния здания, которыми установлено, что здание хозяйственно-складской зоны находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по обеспечению финансирования расходов на проведение капитального ремонта склада на ГУФСИН России по Пермскому краю не основано на законе. В соответствии с п.25 раздела 3 Положения о ГУФСИН России по Пермскому краю, основными функциями ГУФСИН России по Пермскому краю является организация финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, подготовка и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, в том числе смет доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
С учетом изложенного, нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении настоящего спора по заявленным в апелляционной жалобе ответчика основаниям, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 21 июля 2016 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: