дело № 2а-567/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2017 года город Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Мезелевой М.Д., с участием административного истца Маркова И.А., представителя административного ответчика Борзова С.А., рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по иску Маркова И.А. к Правительству Севастополя об оспаривании решения, действий (бездействий) органа исполнительной власти,
УСТАНОВИЛ:
Марков И.А. обратился в суд с иском к Правительству Севастополя о признании незаконным решения о несогласовании проведения заявленного административным истцом пикета и обязать согласовать в судебном порядке пикет ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиками требований Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Конституции Российской Федерации, которое выразилось в необоснованном отказе в согласовании проведения пикета ДД.ММ.ГГГГ с 12:30 до 14:00 в части предложения другой даты на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседание истец Марков И.А. поддержал исковые требования по изложенным в административном иске основаниям, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Правительства г.Севастополя Борзов С.А. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в возражениях.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ группой граждан в лице Маркова И.А. в Правительство Севастополя было подано уведомление о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ в форме пикета.
Цель мероприятия: «Информировать севастопольцев о позиции коммунистов по актуальным социально-политическим вопросам. Количество участников от 10 до 50. Место проведения: Площадка перед памятников «Мужеству, стойкости, верности Комсомольцев». Время проведения: с 12:30 до 14:00 ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения данного уведомления Департаментом общественных коммуникаций города Севастополя истцу дан ответ за исходящим №, которым сообщено, что уведомление истца рассмотрено Правительством Севастополя, в связи с проведением в воскресенье ДД.ММ.ГГГГ плановых культурно-массовых мероприятий у памятника «Мужеству, стойкости, верности комсомольской», посвященных Дню театра и на основании ст.12 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ 54 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предложено альтернативное время проведения указанного мероприятия –ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно преамбуле Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно ст.2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункты 6, 7 статьи 2).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Как установлено частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (ч. 2.1.).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8 указанного Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В части 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления предусмотрены основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе по причине указания в уведомлении места, в котором Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об определении мест для проведения публичных мероприятий» определены следующие места для проведения публичных мероприятий в городе Севастополе:
- площадка у памятника «Солдат и матрос» по <адрес>;
- площадь Свободы по <адрес>;
- площадка вокруг памятника Георгию Победоносцу в парке Победы.
По смыслу приведенных норм, а также с учетом положения ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, не может являться основанием к проведению указанных публичных мероприятий в местах, хотя и не подпадающих под условия прямых запретов, установленных федеральными законами, но не отвечающих требованиям защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.
В Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Таким образом, Правительство Севастополя, как орган уполномоченный на согласование проведения публичных мероприятий, было вправе предложить иное время проведения публичного мероприятия исходя из требований защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.
Оспариваемый ответ Правительства Севастополя не является запретом на проведение публичного мероприятия, а лишь предлагает, изменить дату проведения мероприятия, без переноса места его проведения.
Изменение места проведения мероприятия было связано с тем, в рамках проведения культурно-массовых мероприятий, посвященных празднованию Международного дня театра ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 до 15.00 в районе памятника Героям-комсомольцам (Мужеству, стойкости, верности комсомольской) на территории сквера Ленинского Комсомола запланировано проведение театрального флеш-моба с участием молодёжных творческих коллективов.
Предложение Правительства Севастополя другой даты проведения митинга, которое не устраивает заявителя, не препятствует выбору заявителем любого другого места и времени проведения публичного мероприятия.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу, что оснований для признания ответа Департамента общественных коммуникаций города Севастополя Правительства Севастополя незаконным, не имеется, административный ответчик действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.
В этой связи, отсутствуют основания полагать, что принятое на основании норм материального права решение административного ответчика, нарушает права и свободы заявителя, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Маркова И.А. к Правительству Севастополя об оспаривании решения, действий (бездействий) органа исполнительной власти – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 24 марта 2017 года.
Судья: С.В. Калганова