№
УИД 37RS0№-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«8» августа 2022 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи ФИО7,
судей ФИО3, ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО7
дело по апелляционной жалобе Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <адрес>
на решение Фурмановского городского суда <адрес> от 1 июня 2022 г. по иску Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <адрес> об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов,
у с т а н о в и л а:
Фурмановский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с вышеуказанным иском к ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, мотивировав требования тем, что прокуратурой по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Ему назначена ежемесячная денежная выплата по категории инвалид 3 группы <адрес>. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ЕДВ ЖКУ в связи с корректировкой объемов потребления. В ходе рассмотрения данного заявления органом социальной защиты было установлено, что в квартире установлены приборы учета. Документы, содержащие сведения о произошедших изменениях, получены ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в октябре 2020 г. На основании представленных документов из полученных сведений из организаций ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты. В результате перерасчета выявлена переплата в размере 31683,63 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району принято решение о перерасчете размера ЕДВ ЖКУ и удержании с заявителя суммы переплаты. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району при исполнении обязанности по осуществлению межведомственного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих, в том числе, к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах в рамках межведомственного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки. Нормы регионального законодательства не позволяют отделу территориального управления при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании изложенного, истец просил суд признать действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 излишне выплаченных сумм, причитающихся ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг незаконными; возложить на ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району обязанность возвратить ФИО1 денежные средства, причитающихся денежных выплат по оплате жилищных и коммунальных услуг, удержанных с него с ноября 2020 г.
Решением Фурмановского городского суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к ТУСЗН Фурмановскому муниципальному району удовлетворены. Признаны незаконными действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ФИО1 сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району возложена обязанность вернуть ФИО1 удержанные с ноября 2020 г. денежные средства.
С решением суда не согласен ответчик ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <адрес>, представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя истца прокурора ФИО6 возражавшую на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена третья группа инвалидности в связи с трудовым увечьем по общему заболеванию бессрочно.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в квартире находящейся в общей собственности истца, его родителей и сестры.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о предоставлении государственной услуги, просил назначить ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
Согласно п. 5 заявления ФИО1 принял на себя обязательство в течение 10 дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания, состава семьи, основания получения мер социальной поддержки, видом предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг) предоставить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 613,25 руб.
Решением ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 613,25 руб. в отопительный сезон, и в размере 314,90 руб. в остальное время года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с установкой индивидуальных приборов учета коммунальных услуг в квартире, в многоквартирном доме и добавлением новой услуги.
Из поквартирной карточки в квартире по адресу <адрес> следует, что с ДД.ММ.ГГГГ количество зарегистрированных лиц в квартире увеличилось на 2 человека, данные граждане сняты с регистрационного учета в квартире ДД.ММ.ГГГГ
Из сведений представленных МУП Фурмановского муниципального района «Теплосеть» следует, что с ноября 2013 г. плата за горячую воду рассчитывается исходя из показаний прибора учета; как следует из справки по абоненту ООО «Мичуринский» с сентября 2017 г. истец оплачивает плату за ОДН водоотведение, электроэнергия, вода; из сведений представленных ООО «Водосеть» следует, что с января 2017 г. плата за холодную воду рассчитывается исходя из показаний прибора учета; как следует из справки по абоненту ООО «Ивановоэнергосбыт» с марта 2017 г. в квартире установлен двухтарифный прибор учета электрической энергии, что повлияло на размер ЕДВ ЖКУ, подлежащей выплате истцу.
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в ходе рассмотрения заявления ФИО1, установило, что ДД.ММ.ГГГГ в квартире установлен прибор учета потребления горячей воды, с ДД.ММ.ГГГГ изменилось количество лиц, зарегистрированных в квартире, с ДД.ММ.ГГГГ в квартире установлен прибор учета потребления воды, с ДД.ММ.ГГГГ в квартире установлен двухтарифный прибор учета электрической энергии, с ДД.ММ.ГГГГ появилась новая коммунальная услуга (оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды), с ДД.ММ.ГГГГ изменилось количество лиц, зарегистрированных в квартире, с ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме установлен прибор учета коммунальных услуг, в связи, с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 31683,63 руб.
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о перерасчете размера ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 31683,63 руб., о чем уведомило ФИО1
Как следует из материалов дела, ежемесячные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ноября 2020 г. удерживаются с ФИО1 в счет погашения переплаты.
По данному факту Фурмановский межрайонный прокурор обращался в адрес ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с представлением об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов, которое оставлено без удовлетворения.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 1, 11, 15, 20, 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, п.3.13.1, 3.13.5, 3.13.7, 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, установив, что ФИО1 согласия на удержание излишне выплаченных ему ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давал, решения суда о взыскании с ФИО1 переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, учитывая, что ФИО1 является инвали<адрес> группы, пришел к обоснованному выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что согласия ФИО1 на удержание у него излишне выплаченных сумм ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не требовалось, а суд неправомерно применил положения п. 3.13.5 и 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», судебная коллегия находит несостоятельными.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрено, что предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными <адрес>.
Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются <адрес>.
Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>, утвержденных постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее- Правила) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как следует из п. 11 Правил в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.
Пунктом п. 15 Правил предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес>.
Получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 20 Правил получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Пунктом 35 Правил предусмотрено, что в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Согласно п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Административный регламент), основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.
Из п. 3.13.5 Административного регламента следует, что в случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке.
Согласно п. 3.13.7 Административного регламента, расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата.
В пункте 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, даны разъяснения о том, что удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.
Таким образом, удержание у ФИО1 в счет будущей выплаты денежных средств, необоснованно полученных в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, могло происходить только с его согласия. ФИО1 такого согласия не давал, напротив, с произведенным перерасчетом не согласился.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно применил к спорным правоотношениям положения ст. 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ноября 2020 г. суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат, полагающихся инвалиду в качестве мер социальной поддержки, во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Решение принято по заявленным истцом требованиям, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Фурмановского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи