Дело № 2а-1564/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Кукленко С.В.,
При секретаре Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кондрашова Александра Никифоровича к ГУ МВД России по Ростовской области об обжаловании действий, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику с настоящими требованиями, обосновывая их следующим, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости. ДД.ММ.ГГГГ Кондрашов А.Н. получил истребимую справку, в которой отсутствует информация о дате погашения его условной судимости. Между тем, административный истец в 2021 году намерен баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва. Пунктом 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашении судимости. Согласно пп. «е» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть предоставлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 данного закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Представление в избирательную комиссию заявления административного истца о согласии баллотироваться, без указания даты погашения судимости будет расценено избирательной комиссией как сокрытие кандидатом сведений о судимости в полном объеме, что является основанием для отказа в регистрации кандидата. ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился в ГУ МВД России по Ростовской области, указав все перечисленные сведения. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ в котором указано, что в справке о наличии (отсутствии) судимости у гражданина указывается сведения об осуждении на территории Российской Федерации при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которому лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основания снятия судимости. В соответствии с требованиями Административного регламента, сведения о погашении судимости, отражению в справке не подлежат. Административный истец не согласен с данным ему ответом, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 450-0 и № 451-0.
На основании изложенного просит признать действие административного ответчика по отказу предоставления сведений о дате погашения условной судимости административного истца в справке о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования незаконным; обязать административного ответчика выдать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, с обязательным указанием даты погашения условной судимости административного истца.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме, пояснив, что не обращался ни в суд, вынесший в отношении него приговор, ни в Уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания наказания с запросами (заявлениями) о погашении его условной судимости, полагая, что на него подобная обязанность не возложена.
Представитель административного ответчика – Гончаров В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые административные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поясняя, что в ИЦ ГУ МВД России по Ростовской области отсутствуют сведения о погашении судимости административного истца, в случае предоставления таких сведений они будут отражены в соответствующей справке.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 10 Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Аналогичные положения содержатся в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12 сентября 2013 года N 707 (далее - Инструкция от 12 сентября 2013 года N 707).
Пунктами 40, 41 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1070, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 1021, Министерства юстиции Российской Федерации N 253, Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 780, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 353, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N 399 от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений» установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями для учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных о гражданах, согласно части 3 статьи 17 закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания. Иными словами, это информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного Приказом МВД России от 7 ноября 2011 года N 1121 (далее – «Административный регламент»).
В соответствии с пунктом 74.3 Административного регламента в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости. В соответствии с внесенными изменениями Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 263 в указанные справки не предусмотрено внесение информации о погашении судимости согласно статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5 приложения N 1 к «Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 12 февраля 2014 года N 89дсп, на пофамильный учет ставятся граждане Российской Федерации, осужденные на территории субъекта Российской Федерации к иным видам наказания, кроме лишения свободы. В соответствии с пунктом 8.1 того же приложения, одним из учетных документов, используемых для формирования пофамильных учетов, является учетная алфавитная карточка формы 1. В соответствии с пунктами 15.1, 15.2 в пофамильных учетах ГИАЦ МВД РОССИИ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости, учетные алфавитные карточки формы 1 в пофамильных картотеках на осужденных лиц хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости независимо от срока и вида наказания.
Какой-либо нормативный правовой акт, содержащий иное предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена помимо прочего требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должность судей, педагогических работников и другими, предусматривающими соответствующие ограничения независимо от снятия либо погашения судимостей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении справки о наличии (отсутствии) судимости.
ДД.ММ.ГГГГ Кондрашов А.Н. получил истребимую справку, в которой отсутствует информация о дате погашения его условной судимости.
Между тем, административный истец в 2021 году намерен баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва.
Пунктом 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ определено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашении судимости.
Согласно пп. «е» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть предоставлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 данного закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Представление в избирательную комиссию заявления административного истца о согласии баллотироваться, без указания даты погашения судимости будет расценено избирательной комиссией как сокрытие кандидатом сведений о судимости в полном объеме, что является основанием для отказа в регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился в ГУ МВД России по Ростовской области, указав все перечисленные сведения.
ДД.ММ.ГГГГ года им был получен ответ, в котором указано, что в справке о наличии (отсутствии) судимости у гражданина указывается сведения об осуждении на территории Российской Федерации при наличии сведений об осуждении указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которому лицо было осуждено, срок и вид наказания, сведения о переквалификации деяния, дата и основание освобождения, дата и основания снятия судимости. В соответствии с требованиями Административного регламента, сведения о погашении судимости, отражению в справке не подлежат.
По сведениям ИЦ ГУ МВД России по Ростовской области, административный истец осужден ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону по ч. 1 ст. 176 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года, на основании ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком на 2 года.
В справке, выданной административному истцу от 23.12.2020 отражены указанные выше сведения. В графе «дополнительная информация» указано, что таковой не имеется.
Административный истец полагает, что ГУ МВД России по Ростовской области предоставило ему не полную информацию, не указав в истребуемой справке о погашении его судимости.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Кроме того, в силу положений ст. 46 Конституции РФ, следует, что судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Суд приходит к выводу, что оснований для удовлетоврения заявленных исковых требований не имеется.
Административный ответчик действовал строго с соблюдением указанных выше норм и правил, поскольку в информационных базах данных, предусмотренных законом, сведений о погашении судимости администартивного истца не имеется, то эти данные не могли быть отражены в справке, выданной Кондрашову А.Н.
Ссылка административного истца по определения Конституционного Суда Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика. Суд полагает, что административным истцом неверно интерпретированы выводы Конституционного суда Российской Федерации.
Таким образом, несогласие административного истца с содержанием данного административным ответчиком ответа, само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) ГУ МВД России по Ростовской области при рассмотрении обращения административного истца.
С учетом изложенных выше норм права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку при рассмотрении данного административного дела судом не установлено ни незаконного бездействия, ни незаконных действий административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Судья Кукленко С. В.