Судья: Дмитренко В.М. Дело № 33-20943/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 сентября 2014 года апелляционную жалобу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» на решение Щелковского городского суда Московской области от 03 июля 2014 года по делу по заявлению Белова Александра Геннадьевича об оспаривании решения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Белова А.Г., представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» - Кожушко А.В.,
установила:
Белов А.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 05.05.2014 № <данные изъяты> о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить учёт изменений в сведениях ГКН о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, внести в ГКН сведения о ранее учтённом объекте недвижимости согласно межевому плану от 19.04.2014 и выдать кадастровый паспорт на земельный участок.
Свои требования Белов А.Г. мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером <данные изъяты>. В связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка заявитель обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, к которому приложил межевой план от 19.04.2014. Оспариваемым решением осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п.п. 4, 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
С данным решением заявитель не согласен, полагает, что оно противоречит закону, сложившейся судебной практике и документу о праве собственности на землю.
В судебном заседании Белов А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление (л.д. 52-53).
Решением Щелковского городского суда Московской области от 03 июля 2014 года заявление Белова А.Г. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из свидетельства на право собственности на землю серии <данные изъяты>, выданного 15.05.1995 комитетом по земельным ресурсам Щелковского района, усматривается, что Белов А.Г. является собственником земельного участка, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, (л.д. 34, 48). Участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, граница участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку земельный участок был предоставлен заявителю до вступления в силу Земельного кодекса РФ (2001 год) и граница участка не была определена на местности, он имел право уточнить границу участка путем проведения межевания.
Кадастровым инженером Провоторовым А.Н. выполнены землеустроительные работы, по результатам которых подготовлен межевой план от 19.04.2014. При этом уточненная (фактическая) площадь земельного участка Белова А.Г. составила 995 кв. м.
19.04.2014 Белов А.Г. обратился с заявлением в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Решением Отдела кадастрового учета № 3 Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 05.05.2014 № <данные изъяты> осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости приостановлено. Решение мотивировано тем, что не представлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право Белова А.Г. действовать в качестве правообладателя земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>; в нарушение п. 70.1 Требований к подготовке межевого плана в межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка при использовании сведений, предусмотренных ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании; в представленном межевом плане отсутствует информация о сведениях, исходя из которых определяется местонахождение границ земельного участка при уточнении его границ; в представленных материалах отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка.
Удовлетворяя заявление Белова А.Г., суд первой инстанции исходил из того, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определены в установленном законом порядке.
С данным выводом суда согласиться нельзя в силу нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:
4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
5) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (ч. 7 ст. 39).
Частью 1 ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Исходя из положений ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.
Согласно п. 70.1. Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Как следует из раздела межевого плана «Заключение кадастрового инженера» (л.д. 9-10) документ, подтверждающий право на земельный участок, не содержит сведений, определяющих местоположение границ данного земельного участка. Поэтому их местоположение определено с учетом сведений фактического землепользования (ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре). В правоустанавливающем документе на уточняемый земельный участок отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка, также не сохранились документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании. Поэтому границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (в данном случае это забор, который установлен более пятнадцати лет назад), позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Между тем, доказательства, подтверждающие существование границ земельного участка заявителя на местности более пятнадцати лет, в материалах дела отсутствуют.
Земельный участок заявителя в точках 6-н7 и 12-1 граничит с землями неразграниченной государственной собственности, согласование границы в указанных точках с органом местного самоуправления не проводилось, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка и не оспаривалось заявителем (л.д. 19, 23).
При таких обстоятельствах Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области правомерно приостановил осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Белова А.Г.
Руководствуясь ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 03 июля 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Белова Александра Геннадьевича об оспаривании решения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка отказать.
Председательствующий
Судьи