Дело № 12-3/2021
11RS0009-01-2020-001441-35
Решение
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Степанов И.А., при секретаре судебного заседания Кузьмиче К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2021 года в г. Емве жалобу администрации муниципального района «Княжпогостский» на постановление начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 04 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП по Республике Коми Калугиной Н.Н. от 04.12.2020 администрации муниципального района «Княжпогостский» за совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с этим постановлением, администрация муниципального района «Княжпогостский» 14.12.2020 подала в Княжпогостский районный суд Республики Коми жалобу, в которой просила постановление отменить как незаконное. В обоснование жалобы администрация указала на то, что меры к исполнению решения суда предпринимаются, но финансирования не достаточно.
Участники производства по делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Защитник администрации муниципального района «Княжпогостский» просил рассмотреть дело в его отсутствие, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 07.11.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № 20424/18/11008-ИП во исполнение решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10.07.2018 по делу № 2-378/2018. Этим решением на администрацию муниципального района «Княжпогостский» возложена обязанность в срок до 01 октября 2018 года произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных на территории с. Серёгово в м. Усолье в 300 метрах от автодороги, координаты 62019?20?? с.ш., 50041?017?? в.д. (площадь свалки 15000 м?), а также между д. Ляли и п. Ляли (площадь 160 м?) координаты 62016?55,7?? с.ш., 55040?13,3?? в.д.; произвести рекультивацию земель на данных участках.
10.04.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
12.10.2020 администрации муниципального района «Княжпогостский» за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, назначен административный штраф (часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно оспариваемому постановлению администрация муниципального района «Княжпогостский» 09.10.2020 получила новое требование об исполнении решения до 02.11.2020, однако в этот срок решение суда исполнено не было.
02.11.2020 администрация муниципального района «Княжпогостский» ходатайствовала о продлении срока исполнения решения суда до 30.11.2020.
Сведений о направлении должником документов о причинах неисполнения решения суда в материалах исполнительного производства нет.
01.12.2020 судебный пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 04.12.2020 принято оспариваемое постановление.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами по делу об административном правонарушении, которые подлежат выяснению являются в том числе: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные требования закона начальником отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП по Республике Коми при рассмотрении настоящего дела не были соблюдены.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что новый срок для исполнения должником требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем установлен 09.10.2020, то есть до вынесения постановления от 12.10.2020 о наложении административного штрафа.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица о наличии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ошибочны.
Кроме того, должностным лицом не учтено, что исполнение решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10.07.2018 по делу № 2-378/2018 связано с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это следует из текста судебного решения.
В этом случае неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Учитывая, что санкция части 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, предусматривает наказание для юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей, а частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание от пятидесяти тысяч рублей до семидесяти тысяч рублей, переквалификация действий должника невозможна.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При установленных в судебном заседании обстоятельствах вынесения судебным приставом-исполнителем требования об исполнении решения суда в срок до 02.11.2020 и постановления о наложении административного штрафа в действиях администрации муниципального района «Княжпогостский» отсутствует состав административного правонарушения, поэтому оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
Руководствуясь статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника отделения судебных приставов по Княжпогостскому району УФССП по Республике Коми от 04 декабря 2020 года, которым администрации муниципального района «Княжпогостский» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 50 000 рублей, отменить, производство по делу – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии настоящего решения путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья И.А. Степанов