Решение по делу № 2-646/2022 (2-4478/2021;) от 15.11.2021

Дело № 2-646/2022

УИД 92RS0002-01-2021-006538-81

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

1 февраля 2022 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего         судьи Гавуры О.В.,

при секретаре судебного заседания Нивинской А.С.,

с участием:

истца                                                  ФИО1,

представителя истца                         ФИО3,

представителя ответчика                  ФИО4,

прокурора                                          ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО8», третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Крым и городу Федерального значения Севастополю, о признании незаконным приказа, возложении обязанности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ФИО9» о признании незаконным приказа, возложении обязанности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Уточнив свои требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил:

-    признать незаконным приказ об отстранения его от работы от ДД.ММ.ГГГГ;

-    взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ;

-    выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;

-    компенсировать моральный вред в размере 50 000 рублей.

В обоснование иска истец указал, что работал в гипермаркете ООО «ФИО10» с ДД.ММ.ГГГГ, в должности продавца непродовольственных товаров отдела «Покрытия для пола. Плитка».

ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление, что для допуска на рабочее место ДД.ММ.ГГГГ он должен предоставить любой из документов, перечисленных в абз. 2. п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец незаконно отстранен от работы на основании абз. 8, ч. 1, ч. 2, 3 ст. 76 ТК РФ, в связи с не предоставлением для допуска на рабочее место до начала рабочего времени документов, перечисленных в абз.2 п. 13 Указа.

Считает приказ об отстранении не соответствующим требованиям действующего законодательства РФ, а работодателя нарушившим порядок и основания отстранения работника от работы.

В судебном заседании истец и его представитель просили исковые требования удовлетворить, по основаниям указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку истец ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен, написал об отказе от ПЦР тестирования и от вакцинации, никаких принуждений не было, ПЦР тестирование и вакцинация были организованы на рабочем месте.

Прокурор просил в иске отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, просил в иске отказать, по основаниям указанным в возражениях.

Заслушав пояснения истца и его представителя, доводы ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании пп. а.2 п. а ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с пп. б п. 3, пп. в, г п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно- эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пп. б п. 6 ст. 4.1, пп. а, у, ф ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. а.2 п. а ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

- не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

- по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ). В этом Законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).

На основании части третьей статьи 76 ТК РФ отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.

Согласно части второй статьи 76 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, работодатель вправе отстранить работника, выразившего отказ от проведения вакцинации, на период эпиднеблагополучия.

Как следует из материалов дела, на основании Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа /п от ДД.ММ.ГГГГ о приеме работника на работу Истец был принят на работу в обособленное подразделение ООО «ФИО11» Гипермаркет на должность продавца непродовольственных товаров отдела «Покрытие для пола. Плитка».

При приеме на работу Истец был ознакомлен под роспись с должностной инструкцией, со всеми локальными нормативными документами и дал письменное согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (в том числе о состоянии здоровья).

ДД.ММ.ГГГГ истец получил уведомление, что для допуска на рабочее место ДД.ММ.ГГГГ истец должен предоставить любой из документов, перечисленный в абз. 2. п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец отстранен от работы на основании абз. 8, ч. 1, ч. 2, 3 ст. 76 ТК РФ, в связи с не предоставлением для допуска на рабочее место до начала рабочего времени документов, перечисленных в абз.2 п. 13 Указа.

ДД.ММ.ГГГГ прекращены трудовые отношения с работодателем.

На основании п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Во исполнение приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности», на основании пункта 1 которого, с 22:00 ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя введен режим повышенной готовности.

Указом Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» утверждены требования к организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Севастополя.

В соответствии с абз 2. п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» (редакция, действующая с ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ руководители юридических лиц обязаны при осуществлении деятельности, том числе, в сфере общественного питания и розничной торговли, в случае если уровень вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) - менее 80%, обеспечить допуск работников, не имеющих сертификата о вакцинации против COVID-2019, к исполнению профессиональных (служебных) обязанностей с личным присутствием на рабочем месте на основании отрицательных результатов лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ГЩР либо тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2), организованных работодателем, не реже одного раза в семь календарных дней.

Постановлением Врио Главного государственного санитарного врача по <адрес> и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции на территории города Севастополя» предписано руководителям организаций, осуществляющим деятельность в сфере, в том числе, торговли и общественного питания обеспечить организацию обязательного проведения прививок против новой коронавирусной инфекции сотрудников не менее 80% от штатной численности 1 компонентом до ДД.ММ.ГГГГ, 2 компонентом до ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «ФИО12», в лице обособленных подразделений (на территории города Севастополя - Гипермаркет и Гипермаркет ), осуществляет деятельность в сфере торговли и общественного питания и неукоснительно соблюдает все нормативно-правовые акты, регламентирующие работу организаций торговли и общественного питания, принятые уполномоченными органами власти.

В целях исполнения Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности», ООО «ФИО13» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ООО «МедКом Крым» на оказание платных медицинских услуг, а именно: на проведение исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР либо тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2. Также руководством обособленного подразделения ООО «ФИО14» Гипермаркет был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы в обособленном подразделении Гипермаркет ООО «ФИО15», в котором под роспись работники гипермаркета были ознакомлены с требованиями по допуску на рабочие места с личным присутствием, а именно: «п.2. С ДД.ММ.ГГГГ к работе с личным присутствием на рабочем месте допускаются сотрудники гипермаркета, имеющие сертификат о вакцинации против COVID-2019, либо на основании отрицательных результатов лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР или тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2 (срок действия справки с результатом - не более семи дней с даты проведения исследования».

Кроме того, для вакцинации сотрудников руководством обособленного подразделения ООО «ФИО16» Гипермаркет на регулярной основе начиная с июня 2021 года организована доставка медицинских работников ГБУЗС «Городская больница им. ФИО6», и большая часть сотрудников гипермаркет воспользовались данной возможностью вакцинировались на предприятии.

Таким образом, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в обособленном подразделении ООО «ФИО17» Гипермаркет процент вакцинированных сотрудников составляет менее 80% от штатной численности, при отстранении сотрудников, категорически отказавшихся в письменной форме как вакцинироваться, так и проходить организованное работодателем исследование на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР, ООО «ФИО18», в лице обособленного подразделения Гипермаркет , руководствовалось исключительно принятыми в условиях режима повышенной готовности нормативно-правовыми актами. Не исполнение предприятием требований установленных в режиме повышенной готовности влечет привлечение как юридического лица, так и его должностных лиц к административной ответственность вплоть до приостановления деятельности на срок до девяноста суток (ст. 6.3., ст. 20.6.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ).

ДД.ММ.ГГГГ все сотрудники обособленного подразделения ООО «ФИО19» Гипермаркет (в том числе и те, которые отсутствовали на рабочем месте по причине нахождения на выходном или в отпуске), не имеющие сертификата о вакцинации, были уведомлены о возможности пройти такое ПЦР-тестирование на территории предприятия. Истец отказался от прохождения ПЦР тестирования в рамках организованного работодателем соглашения с медицинской компанией, а также от вакцинации, причину отказа изложил письменно в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец под роспись ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с приказом ОП Гипермаркет ООО «ФИО20» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы в обособленном подразделении Гипермаркет ООО «ФИО21», согласно п. 2 которого к работе с личным присутствием на рабочем месте допускаются сотрудники гипермаркета, имеющие сертификат о вакцинации против COVID-2019 либо на основании отрицательных результатов лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР либо тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2 (срок действия справки с результатами - не более семи дней с даты проведения исследования).

Истец отказался проходить лабораторное исследование материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР, организованное работодателем с привлечением соответствующей специализированной лаборатории.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно под роспись уведомлен о том, что для допуска на рабочее место ДД.ММ.ГГГГ до начала рабочего времени ему необходимо предоставить любой из документов, перечисленных в абз 2. п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» (в действующей редакции).

В связи с тем, что ни один документ из указанных в абз 2. п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» (в действующей редакции) Истцом не был предоставлен, ДД.ММ.ГГГГ он был отстранен от работы приказом ОП Гипермаркет ООО «ФИО22» от ДД.ММ.ГГГГ до момента предоставления одного из указанных в абз 2. п. 13 Указа Губернатора г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» документа.

Таким образом, принимая решение об отстранении Истца работы, ООО «ФИО23», в лице обособленного подразделения Гипермаркет , руководствовался нормативно-правовыми документами, принятыми уполномоченными органами в рамках объявленного на территории города Севастополя режима повышенной готовности, а именно: Указ Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности», Постановление Врио Главного государственного санитарного врача по <адрес> и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции на территории города Севастополя».

Кроме того, издание приказа об отстранении Истца от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречит содержанию данной нормы, поскольку перечень, указанный в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, и при принятии решения об отстранении Истца от работы, руководство обособленного подразделения ООО «ФИО24» Гипермаркет действовало в рамках законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности».

Разрешая спор, суд исходит из того, что работодатель имеет право отстранить от работы работника, отказавшегося от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний (абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Таким образом, доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В части требования истца о взыскании с ООО «ФИО25» среднего заработка за время вынужденного прогула, выплате компенсации в размере не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а также морального вреда в размере 50 000 руб., суд считает их необоснованными, поскольку отстранение истца от работы по абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации было проведено с соблюдением на нормах действующего законодательства РФ в условиях режима повышенной готовности, действующего на территории г.Севастополя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

р е ш и л :

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО26» о признании незаконным приказа, возложении обязанности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                       /подпись/                   О.В. Гавура

Копия верна:

Решение не вступило в законную силу.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                            О.В. Гавура

2-646/2022 (2-4478/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Легконогих Кирилл Георгиевич
Ответчики
ООО "Новацентр К"
Другие
Территориальный отдел по г. Севастополю Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Гавура Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2021Передача материалов судье
17.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2021Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
08.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее