Материал №12-16/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Поярково 08 мая 2020 года
Судья Михайловского районного суда Амурской области Ершова К.В.,
при секретаре Минаковой Т.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Жугана С.И. - Бакшеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по жалобе главы Михайловского района Жугана С.И. на постановление мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 17 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении №5-113/2020, предусмотренном ч.27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 17.02.2020 глава Михайловского района Жуган С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановленным мировым судьей решением, глава Михайловского района Жуган С.И. обратился в Михайловский районный суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление с прекращением производства по делу, указывая, что до 01.01.2020 часто полномочия в сфере дорожной деятельности по соглашению исполняла администрация Поярковского сельсовета. Указанное соглашение расторгнуто с 01.01.2020. В адрес администрации Михайловского района поступило предписание ОГИБДД от 24.01.2020 об устранении зимней скользкости на перекрестках улиц с.Поярково в срок до 27.01.2020. В связи с тем, что в ведении администрации района отсутствует бюджетное учреждение, осуществляющее содержание автомобильных дорог, а так же собственная техника, необходимая для осуществления дорожной деятельности, выполнить данное предписание в срок не представлялось возможным. Администрация района уведомила ОГИБДД о невозможности выполнения предписания в срок до 27.01.2020 по указанным причинам, а также в связи с поломкой техники ООО «<данные изъяты>». С целью обеспечения безопасности дорожного движения 15, 24 и 28 января 2020 года на территории с.Поярково было распределено 30 тонн противогололедных материалов (техническая соль). По результатам проверки исполнения предписания в отношении главы района был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 КоАП РФ. Считает, что имелись основания применения положений ст.2.9 КоАП РФ и признания совершенного должностным лицом деяния малозначительным. В связи с чем, просил постановление мирового судьи от 17.02.2020 отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
В судебном заседании защитник должностного лица - главы Михайловского района Жугана С.И. - Бакшеева Н.А. на удовлетворении жалобы настаивала, просила производство по делу прекратить в связи с малозначительностью, указав, что со стороны администрации Михайловского района были приняты всевозможные меры для устранения выявленных надзирающим органом нарушений законодательства в области дорожной деятельности, при осуществлении соответствующих полномочий, которые перешли к муниципальному району от сельского поселения с 01.01.2020. Вместе с тем, в отсутствие собственного муниципального учреждения, осуществляющего содержание автомобильных дорог, и специальной дорожной техники, а также ввиду недостаточности времени для проведения торгов на выполнение работ по содержанию дорог местного значения, муниципальный район по факту вынесенных в январе 2020 года ГИБДД предписаний был вынужден устно договариваться с дорожной организацией о выполнении дорожных работ по устранению зимней скользкости на указанных в предписаниях участках, в ходе выполнения которых дорожная техника попросту сломалась, и именно данное обстоятельство не позволило в срок завершить дорожные работы, о чем ОГИБДД было поставлено в известность. Вместе с тем 28.01.2020 зимняя скользкость на заявленных участках дорог с. Поярково была устранена, требования предписания с опозданием на один день, но все же были в полном объеме устранены, каких-либо общественно опасных последствий от неисполнения в установленный срок предписания не наступило. В связи с чем, просила, признав совершенное главой администрации района правонарушение малозначительным, производство по делу прекратить, ограничившись объявлением устного замечания.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, в том числе, доводы заявителя, как указанные в жалобе, так и данные защитником должностного лица в судебном заседании, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-Ф3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.8.1, 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению. На покрытии проезжей части возможно устройство уплотненного снежного покрова (далее - УСП) в соответствии с п.п. 8.9 - 8.11. Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см. Сроки устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента её обнаружения. Очередность работ по снегоочистке дорог и улиц определяется проектами содержания автомобильных дорог, согласно которой нормативный срок устранения зимней скользкости для группы дорог и улиц «Д» и «Е» составляет 5-6 часов, на дорогах категории IV – не более 12 часов.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно информации главы Михайловского района Жуган С.И. от 22.01.2020 № соглашением о передачи части полномочий на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них с администрацией Поярковского сельсовета на 2020 год не продлено и расторгнуто в одностороннем порядке, что также подтверждается копией уведомления главы Поярковского сельсовета о расторжении соглашения от 04 октября 2019 года №.
Таким образом, полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах с. Поярково Михайловского района, возложены на администрацию Михайловского района.
В соответствии с п.2 ст. 25 Устава Михайловского района глава Михайловского района осуществляет организационные, исполнительные, распорядительные функции в соответствии с Уставом Михайловского района, руководит деятельностью администрации Михайловского района на принципах единоначалия и несёт ответственность за ненадлежащее осуществление её полномочий.
Из материалов дела следует, что 23 января 2020 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД России «Михайловский» выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог с. Поярково Михайловского района, а именно не устранена зимняя скользкость на пешеходных переходах и подъездах к ним по <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Кроме того, 27 января 2020 года были также выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, а именно не устранена зимняя скользкость на перекрестках <адрес>, о чем были составлены акты выявленных недостатков.
24 января 2020 года и 27 января 2020 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД России «Михайловский» были выданы предписания за №, № и № соответственно, в соответствии с которыми главе Михайловского района в срок до 17.00 часов 27 января 2020 года необходимо было выполнить работы по устранению зимней скользкости на пешеходных переходах и подъездах к ним по <адрес>.
28 января 2020 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД России «Михайловский» Ищенко А.Н. совместно со специалистом 1 категории отдела строительства, ЖКХ администрации Михайловского района ФИО8., проведена контрольная проверка исполнения требований вышеуказанных предписаний по итогам которой установлено, что нарушения требований законодательства в области дорожной деятельности администрацией Михайловского района в полном объеме устранены не были (требования предписания исполнены частично). Акт контрольной проверки подписан представителем администрации Михайловского района без каких-либо замечаний.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 29 января 2020 года должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Михайловский» в отношении главы администрации Михайловского района протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (действие) бездействие физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, образует невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, характеризуется прямым либо косвенным умыслом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лицо в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Фактические обстоятельства рассматриваемого дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог и приложенными к ним фототаблицами, предписаниями, актом контрольной проверки и иными материалами дела, которые получили оценку суда первой инстанции на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод мирового судьи о виновности главы администрации Михайловского района, как высшего должностного лица Михайловского муниципального района, к полномочиям которого отнесено принятие мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах Поярковского сельсовета, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, и наличии в деянии указанного лица состава указанного административного правонарушения, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
Вопреки утверждению заявителя, доказательств, свидетельствующих о принятии главой Михайловского района всех зависящих от него мер, направленных на исполнение возложенных на него обязанностей по выполнению законного предписания в установленный в нём срок, ни в суд первой инстанции, ни при рассмотрении настоящей жалобы представлены не были.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии каких либо непреодолимых обстоятельств, влекущих невозможность своевременного выполнения предписания. Главой Михайловского района Жуганом С.И. и его защитником таких доказательств также не представлено.
Доводы жалобы о том, что требования предписания не исполнены в срок ввиду отсутствия собственной техники и обслуживающего дороги муниципального предприятия, не освобождает должностное лицо от исполнения возложенной обязанности, в связи с передачей соответствующих полномочий в ведение муниципального района. Доводы об уведомлении администрацией надзирающий орган о невозможности устранения в срок указанных нарушений, ввиду поломки дорожной техники ДЭУ в процессе устранения зимней скользкости, суд находит голословными, поскольку документально ничем не подтверждены. Доказательств направления в адрес надзирающего органа письменного обращения о продлении срока устранения выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в материалы дела также представлены не были.
При этом, характер совершенного главой администрации Михайловского района административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившийся в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 в части устранения зимней скользкости на покрытии проезжей части отдельных участков автомобильных дорог местного значения в границах с. Поярково Михайловского района, с целью обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в данной сфере и об отсутствии оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным, что также было учтено мировым судьей при принятии обжалуемого постановления.
Состав административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным правоотношениям заключается не только в наступлении каких-либо последствий, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений законодательства.
Поэтому, оснований для признания данного административного правонарушения, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, существенно нарушающего охраняемые общественные правоотношения, независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести, малозначительным не имеется.
Оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи с учетом доводов жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Амурской области по Михайловскому районному судебному участку от 17 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении №5-113/2020, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Михайловского района ФИО1 оставить без изменения, а жалобу Жугана С.И. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья К.В. Ершова
4