Дело № 2а-3876/2020
32RS0001-01-2020-001529-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2020 года г. Брянска
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Присекиной О.Н.,
при секретаре Давыдовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Брянску к Долгополову Андрею Александровичу о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с административным иском к Долгополову А.А. о взыскании задолженности по налоговым платежам, указывая, что Долгополов А.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Брянску в качестве налогоплательщика. Административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога. Данные налоги налогоплательщиком не были оплачены в установленные сроки. Согласно налоговым уведомлениям:
- №2124728 от 04.07.2018 года налогоплательщику за 2016 год, 2017 год был начислен налог на имущество физических лиц в сумме 801 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 года. Кроме того, имеется задолженность за 2015 год в сумме 111 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 года (налоговое уведомление №95123984 от 10.10.2016 года);
- №76848059 от 28.08.2018 года, №2124728 от 04.07.2018 года налогоплательщику за 2016 год, 2017 год был начислен транспортный налог в сумме 14017 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 года. Налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени от 03.10.2017 года №18179, от 24.11.2017 года №5251, от 05.02.2019 года №1297, до настоящего времени данные требования не исполнены. Ссылаясь на ст. 48 НК РФ, административный истец просит суд восстановить процессуальный срок и взыскать с Долгополова А.А. задолженность в общей сумме 16408,44 руб., в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015 г. - 2016 г.: налог в размере 912 руб., пеня в размере 23,65 руб.;
- транспортный налог с физических лиц за 2016 год, 2017 год: налог в размере 14017 руб., пеня в размере 914,61 руб.;
- транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 541,18 руб.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Брянску не явился, уведомлен надлежащим образом.
Судебная корреспонденция, направленная ответчику, возвращена в суд за истечением срока хранения, что суд признает надлежащим уведомлением в силу ст.165.1 ГК РФ.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признается в том числе расположенный в пределах муниципального образования квартира, гараж (статья 401 Налогового кодекса российской Федерации).
В силу части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры (части 1, 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 Решения Брянского городского Совета народных депутатов «О налоге на имущество физических лиц» от 25 ноября 2015 года № 298 ставка налога на имущество физических лиц при кадастровой стоимости объекта налогообложение до 3000000 руб. определена в размере 0,1; при кадастровой стоимости свыше 4000000 руб. до 7000000 руб. в размере 0,2; гаражей и машино-мест в размере 0,2.
Статьей 356 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Статьей 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п.1 ст. 361 НК РФ).
На территории Брянской области налоговые ставки по транспортному налогу установлены статьей 2 Закона Брянской области «О транспортном налоге» от 09.11.2002 года №82-З (с изменениями и дополнениями).
Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом, Долгополову А.А. на праве собственности принадлежит:
- квартира, общей площадью 86,30 кв.м, расположенная <адрес>;
- автомобиль САМАНД SAMAND IRAN KHODRO, рег.знак №....Пунктом 1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (абз.2 п.1 ст.45 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статья 22 Налогового кодекса Российской Федерации гарантирует налогоплательщикам судебную защиту их прав и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
При этом, срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно правилам ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Бремя доказывания факта возникновения у ответчика обязанности по уплате налога возложено на налоговый орган.
В исковом заявлении ставится вопрос о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, транспортному налогу:
- согласно налоговому уведомлению №95123984 от 10.10.2016 года, Долгополову А.А. были исчислены: транспортный налог на сумму 6975 руб., налог на имущество физических лиц на сумму 111 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 года;
- согласно налоговому уведомлению №2124728 от 04.07.2018 года, Долгополову А.А. были исчислены: транспортный налог на сумму 11531 руб., налог на имущество физических лиц на сумму 801 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 года;
- согласно налоговому уведомлению №76848059 от 28.08.2018 года, Долгополову А.А. был исчислен транспортный налог на сумму 2486 руб. по сроку уплаты 03.12.2018 года.
В связи с неуплатой налогов Долгополовым А.А. выставлялись требования:
- от 03.10.2017 года №18179 об уплате налогов и пени в общем размере 222,20 руб., в том числе по налогам (сборам) в размере 192 руб. для исполнения в срок до 15.11.2017 года;
- от 24.11.2017 года №5251 об уплате налогов и пени в общем размере 24296,62 руб., в том числе по налогам (сборам) в размере 16937 руб. для исполнения в срок до 17.01.2018 года;
- от 05.02.2019 года №1297 об уплате налогов и пени в общем размере 23762,66 руб., в том числе по налогам (сборам) в размере 19385 руб. для исполнения в срок до 19.03.2019 года.
В силу п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом заявлено о восстановлении процессуального срока на подачу заявления о взыскании налоговой задолженности.
Установлено, что срок исполнения Долгополовым А.А. требования налогового органа истекал 19.03.2019 года.
Таким образом, в суд административный истец должен был обратиться не позднее 19.09.2019 г.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Бежицкого судебного района г. Брянска от 05 декабря 2019 г. ИФНС России по г. Брянску отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Долгополова А.А. задолженности по налоговым платежам.
Таким образом, срок обращения в суд с данными требованиями налоговым органом не соблюден.
Доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска процессуального срока, административным истцом не представлены и материалы административного дела не содержат.
При таких обстоятельствах оснований для восстановления процессуального срока для обращения в суд с административным иском не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ИФНС России по г. Брянску о восстановлении пропущенного срока и взыскании с Долгополова А.А. задолженности по налоговым платежам.
Руководствуясь ст. ст. 179 -180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г. Брянску к Долгополову Андрею Александровичу о взыскании задолженности по налоговым платежам.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Присекина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.09.2020 года.