Дело № 2а-1310/2019
УИД № 42RS0008-01-2019-001625-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Рудничный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Давыдовой О.А.
при секретаре Бондарь Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
17 июля 2019 г.
административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> (межрайонное) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010г. и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> (межрайонное) обратился в суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010г. и пени, в котором просит суд признать уважительной причину пропуска срока на подачу данного административного иска, восстановить срок на подачу данного административного иска и принять к производству административный иск, взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по страховым взносам за 2010 год и пени, из них: пени на страховую часть – 307,89 рублей, пени на накопительную часть – 130,07 рублей, пени на недоимку в ФФОМС – 23,03 рублей, пени на недоимку в ТФОМС – 43,36 рублей; штраф за несвоевременное представление РСВ – 1800,41 рублей, общая сумма задолженности по страховым взносам и пени – 2304,76 рублей.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем и соответственно страхователем по обязательному пенсионному страхованию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки из ЕГРИП. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Пунктом 3 ст. 28 вышеуказанного закона установлено, что размер страховых взносов в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, размер которого устанавливается ст. 13 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ и определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч.2 ст. 12 указанного закона, увеличенное в 12 раз. В соответствии со ст. 57 указанного закона тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в 2011 году составляет 26%, из которых 20% - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 6% - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Тариф страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году составляет 5,1%, из них - 3,1% - направляется в Федеральный фонд ОМС, 2,0% - в территориальные ФОМС. Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от ДД.ММ.ГГГГ №82-ФЗ определен минимальный размер оплаты труда, который составляет с ДД.ММ.ГГГГ 4330,0 рублей в месяц. Таким образом, стоимость страхового года на 2010 год определяется по формуле: 4330,0 х 23,1% х 12 = 12002,76 рублей, из них: на финансирование страховой части трудовой пенсии - 7274,4рублей; на финансирование накопительной части - 3117, 60 рублей; в Федеральный фонд ОМС - 571,56 рублей; в территориальные ФОМС - 1039,20 рублей. Для лиц 1966 года рождения и старше взносы на финансирование трудовой пенсии полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. В соответствии с со ст. 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. Учитывая вышеизложенное, ответчик на дату прекращения деятельности должен был оплатить задолженность по страховым взносам за 2010 год, из них: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7274,40 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 3117,60 рублей, в Федеральный фонд ОМС в сумме 571,56 рублей, в территориальные ФОМС в сумме 1039,20 рублей. Данная задолженность ранее была предъявлена к взысканию, но не оплачена. По состоянию на 05.09.2011г. административный ответчик обязан уплатить пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2010г., из них: пени на страховую часть – 307,89 рублей, пени на накопительную часть – 130,07 рублей, пени на недоимку в ФФОМС – 23,03 рублей, пени на недоимку в ТФОМС – 43,36 рублей. 05.09.2011г. Управлением ПФР в <адрес> и <адрес> (межрайонным) в адрес административного ответчика направлено требование об уплате страховых взносов, однако задолженность должником не погашена. В соответствии со ст. 95 КАС РФ, одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы). 06.03.2019г. Управление обратилось к мировому судьей судебного участка № Рудничного судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 2304,76 рублей. 11.04.2019г. определением мирового судьи заявление Управления возвращено, так как не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа.
Административный истец - ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.6,28).
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Направленная судебная повестка заказным письмом с уведомлением в ее адрес регистрации, адресату не вручена, и вернулась в адрес суда по истечении срока хранения в почтовом отделении (л.д.27,29). Иного места жительства административного ответчика суду не известно. Сведениями о том, что неявка ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.
В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу ч.2 ст.28 вышеуказанного закона, фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.1 ст. 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч. 1.2 ст. 14).
Согласно п. 2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу п. 1,3 ч. 2 ст. 28 вышеуказанного закона, плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 вышеуказанного закона, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч.7 ст. 22).
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д.12-14).
Вследствие чего в силу закона административный ответчик являлся страхователем по пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
В связи с тем, что административный ответчик ФИО1 своевременно не выполнил обязанность по уплате страховых взносов, в соответствии со ст.25 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ему начислена пеня на страховую часть – 307,89 рублей, пеня на накопительную часть – 130,07 рублей, пеня на недоимку в ФФОМС – 23,03 рублей, пеня на недоимку в ТФОМС – 43,36 рублей; штраф за несвоевременное представление РСВ – 1800,41 рублей (л.д.16-17,20).
Управлением ПФР в <адрес> и <адрес> (межрайонное) в адрес ФИО4 направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, срок для исполнения до 30.09.2011г. (л.д.15).
Требование направлено административным истцом в адрес административного ответчика в установленные ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сроки. Однако, до настоящего времени указанное законное требование не исполнено.
Судебная защита прав или требование о взыскании денежных сумм может быть осуществлена не только в исковом порядке, но и путём подачи судебного приказа, что является упрощённой процедурой рассмотрения дел данной категории. Подача заявления о выдаче судебного приказа прерывает течение срока исковой давности.
Вместе с тем, только 11.04.2019г. административный истец обратился к мировому судьей судебного участка № Рудничного судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам, пени за 2010 год.
Однако, определением мирового судьи судебного участка № Рудничного судебного района <адрес> от 11.04.2019г. Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> (межрайонное) возвращено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени за 2010 год (л.д.8).
При этом в суд с настоящим административным иском административный истец обратился 24.06.2019г. (л.д.3), (отправлено по почте 20.06.2019г. – л.д.26) заявив одновременно ходатайство о восстановлении срока.
Согласно ч.1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с ч.2 ст.95 КАС РФ, заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В частности, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ аналогично приведенным выше положениям ст. 48 Налогового кодекса РФ, предусматривает возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В обоснование уважительности причин пропуска срока обращения в суд с настоящим иском, истекшего 30.03.2012г., административный истец не представил доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, мотивируя своё заявление лишь тем, что 11.04.2019г. обратился к мировому судье о выдаче судебного приказа, но мировым судьей вынесено определение о возврате заявления.
Таким образом, уважительных причин пропуска этого срока, свидетельствующих о невозможности обращения в суд в установленный срок, административным истцом не представлено.
Административный истец является профессиональным участником спорных правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени с плательщиков страховых взносов и должен соблюдать все установленные законом правила и требования при исполнении обязанности по взысканию недоимок по страховым взносам в судебном порядке.
Более того, при возврате в апреле 2019г. мировым судьёй заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 административный истец обратился с настоящим административным иском в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, что также нельзя считать разумным сроком при оценке уважительности причин пропуска срока.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом установленный законом срок для обращения в суд пропущен без уважительных причин, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> (межрайонное) к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010г. и пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 22.07.2019г.
Председательствующий:
Верно
Судья:
Решение вступило в законную силу:
Судья: