Решение по делу № 33а-379/2021 от 01.06.2021

Председательствующий – Албанчинова К.В. Дело № 33а-379/2021

номер дела в суде первой инстанции 2а-116/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Солоповой И.В., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Василенко К.Р. в лице представителя Попова К.В., Терновых А.Н. в лице представителя Свиридова А.С. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 марта 2021 года, которым

отказано в удовлетворении административного искового заявления Терновых А.Н., Василенко К.Р. о признании незаконным и отмене решения представительного органа местного самоуправления – Совета депутатов МО «Турочакский район» от <дата> «О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО «Турочакский район», избранного по одномандатному округу Терновых А.Н., Василенко К.Р., избранного по одномандатному округу ».

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Терновых А.Н., Василенко К.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО «Турочакский район» о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов МО «Турочакский район» от <дата>. Требования административными истцами мотивированы тем, что решением Совета депутатов МО «Турочакский район» «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района от <дата> «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» с депутатов Терновых А.Н. и Василенко К.Р. сняты депутатские полномочия. Решением Турочакского районного суда по делу № 2а-100/2020 от 04 июня 2020 года, вступившим в законную силу <дата>, вышеуказанное решение Совета депутатов МО «Турочакский район» от <дата> отменено. <дата> решением Совета депутатов МО «Турочакский район» «О прекращении досрочно полномочий депутатов Совета депутатов МО «Турочакский район» полномочия депутатов Василенко К.Р. и Терновых А.Н. вновь досрочно прекращены за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов МО «Турочакский район», их супругов и несовершеннолетних детей за 2019 год. Административные истцы с указанным решением Совета депутатов МО «Турочакский район» от <дата> не согласны в виду того, что законодательно сроки предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае возобновления полномочий депутата после 01 апреля за отчетный период не предусмотрены, следовательно вывод о нарушении требований федерального законодательства со стороны административных истцов не основан на нормах законодательства.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе представитель Василенко К.Р. – Попов К.В., представитель Терновых А.Н. – Свиридов А.С., указывая со ссылкой на Определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2017 года №6417-5, что возможность исполнить обязанность по предоставлению сведений о доходах возникла у истцов после вступления в силу решения суда. В обжалуемом решении срок предоставления сведений (дата) не указан. Кроме того, оспариваемое решение не принято на 23 сессии Совета депутатов. В ходе рассмотрения дела сторона ответчика поясняла, что причиной лишения истцов статуса депутата послужило не непредставление сведений, а действия стороны истцов.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы и возражений на них, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 226, 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему административному делу не установлена судом первой инстанции, с чем судебная коллегия соглашается.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Терновых А.Н. являлся депутатом Совета депутатов МО «Турочакский район» округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу , Василенко К.Р. являлся депутатом Совета депутатов МО «Турочакский район» округа четвертого созыва по одномандатному избирательному округу .

<дата> председателю Совета депутатов МО «Турочакский район» начальником Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Единого аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай направлено письмо, согласно которому справки о доходах, о расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Терновых А.Н. и Василенко К.Р. за отчетный 2019 год в Управление в 2020 году не поступали.

Из обстоятельств дела установлено, что 4 июня 2020 года Турочакским районным судом Республики Алтай было принято решение по делу №2а-100/2020, которым удовлетворены административные исковые требования Терновых А.Н. и Василенко К.Р. о признании незаконным с момента его принятия решения Совета депутатов МО «Турочакский район» от <дата> «О рассмотрении представления прокурора Турочакского района от <дата> «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Турочакский район», избранного по одномандатному округу Терновых А.Н., Василенко К.Р., избранного по одномандатному округу ».

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай №33а-508/2020 от 27.08.2020 вышеуказанное решение Турочакского районного суда оставлено без изменения.

<дата> председателю Совета депутатов МО «Турочакский район» поступило заявление, подписанное семью депутатами Совета депутатов с предложением включить в повестку 24 очередной сессии Совета депутатов дополнительный вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов МО «Турочакский район» за не представление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, депутатами по одномандатному округу - Терновых А.Н. и Василенко К.Р. – по одномандатному округу », с приложенным проектом решения.

<дата> на заседании Совета депутатов МО «Турочакский район» рассмотрено заявление депутатов и принято решение , где за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в части не представления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу Василенко К.Р., а также прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов МО «Турочакский район» по одномандатному округу Терновых А.Н.

Отказывая в удовлетворении административный исковых требований Терновых А.Н. и Василенко К.Р., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение было принято в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры принятия решения в соответствии с Регламентом Совета депутатов МО «Турочакский район» и Уставом МО «Турочакский район», при наличии достаточных оснований, предусмотренных законом и подтвержденных представленными доказательствами, при этом, в ходе рассмотрения дела документально подтвержден факт неисполнения депутатами предписаний антикоррупционного законодательства, который стороной административных истцов не был опровергнут.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании исследования и оценки по правилам ст. 84 КАС РФ имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Суд первой инстанции правильно истолковал и применил положения законодательства, регулирующие спорное правоотношение, в том числе Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 названного закона лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции). Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно, в том числе в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом о противодействии коррупции.

Часть 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

Согласно Закона Республики Алтай от 29 сентября 2017 года № 42-РЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Алтай, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке достоверности и полноты указанных сведений», лица, замещающие муниципальную должность предоставляют сведения о доходах, расходах Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Организация сбора сведений о доходах, расходах осуществляется органом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, уполномоченным Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.

Законом Республики Алтай от 11 июня 2020 года № 30-РЗ «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года» срок представления вышеуказанных сведений установлен до 1 августа 2020 года включительно.

Часть 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность лица, замещающего муниципальную должность. Данное законоположение действует и подлежит применению для лиц, замещающих муниципальные должности, с определенной системой мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных с учетом особенностей правового статуса этих лиц.

В силу предписаний Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (ст. 12.1 и 13.1).

При этом по смыслу указанных положений законодательства неисполнение данной обязанности является безусловным основанием для прекращения полномочий депутата.

В силу ст. 10.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 11 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула), в том числе в ч. 4 ст. 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения муниципального района (п. 33 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ).

Пунктом 4 ст.30 Устава муниципального образования «Турочакский район» предусмотрено, что депутат Совета депутатов должен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральными законами №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года, №230-ФЗ от 03 декабря 2012 года, №79-ФЗ от 07 мая 2013 года. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе, Федеральным законом №273-ФЗ (п.2 ст. 31 Устава).

Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, депутаты Терновых А.Н. и Василенко К.Р. сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации за 2019 год не представляли. Указанное обстоятельство не оспаривалось представителями административных истцов и в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

При этом административными истцами не было представлено достоверных доказательств того, что они были лишены возможности предоставить справки в установленный законом срок до 1 августа 2021 года, в том числе, направив справки с использованием услуг почтовой связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности предоставления сведений в установленный срок, в том числе к 28 августа 2021 года (даты вступления в законную силу решения Турочакского районного суда по делу №2а-100/2020 о признании незаконным с момента его принятия решения Совета депутатов МО «Турочакский район» от <дата>), не имеется. Терновых А.Н. и Василенко К.Р., являясь депутатами Совета депутатов МО «Турочакский район» должны были знать и применять в своей работе законодательство Республики Алтай, в связи с чем доводы о том, что их не извещали о сроках сдачи сведений и не предлагали сдать указанные сведения, являются несостоятельными.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие возможности предоставить сведения о доходах до 28 августа 2021 года выводов суда первой инстанции не опровергает и не свидетельствует о наличии уважительных причин для неисполнения установленной законом обязанности после указанной даты до реализации органом местного самоуправления установленных законом полномочий в сфере противодействия коррупции.

Выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, Терновых А.Н. и Василенко К.Р. приняли на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения, а потому привлечение их к ответственности в виде досрочного прекращения полномочий не может само по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Суд правильно не установил нарушение срока принятия решения, установленного ч. 11 ст. 40 Закона № 131-ФЗ, поскольку данный срок не является пресекательным.

Оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета характера совершенного нарушения, его тяжести, без анализа обстоятельств, связанных с неисполнением Терновых А.Н. и Василенко К.Р. обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, по делу не установлено.

Несогласие административных истцов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Василенко К.Р. в лице представителя Попова К.В., Терновых А.Н. в лице представителя Свиридова А.С. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи И.В. Солопова

Э.В. Ялбакова

33а-379/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Василенко Константин Ростиславович
Терновых Александр Николаевич
Ответчики
Совет депутатов МО "Турочаский район"
Другие
Свиридов Александр Сергеевич
Попов Константин Викторович
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Чертков Сергей Николаевич
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
10.06.2021Судебное заседание
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее