Дело № 2а-4453/2019,
№ 88а-7881/2021
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 29 сентября 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 31 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Нескоромных С.В., Нескоромных Л.И., Нескоромных Д.С. , Нескоромных И.С., Нескоромных З.С. к администрации города Владивостока о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Бабаевой И.Р., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Нескоромных С.В. – Ночвиной И.Л., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 октября 2019 года частично удовлетворено административное исковое заявление Нескоромных С.В., Нескоромных Л.А., Нескоромных Д.С., Нескоромных И.С., Нескоромных З.С. к администрации города Владивостока (далее – Администрация): признано незаконным бездействие Администрации, выраженное в несоблюдении сроков рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка административным истцам; на Администрацию возложена обязанность принять меры по восстановлению прав Нескоромных Л.А., Нескоромных С.В., Нескоромных Д.С., Нескоромных И.С., Нескоромных З.С. с соблюдением порядка, установленного Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, в Приморском крае».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 октября 2019 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 31 марта 2021 года решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 октября 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Нескромных С.В. и Администрации – без удовлетворения.
30 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 22 июля 2021 года через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Административные истцы, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 октября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 31 марта 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учёт, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу положений части 1 статьи 5 Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае» (далее – Закон Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ) в целях бесплатного получения земельного участка гражданин подаёт в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с указанием фамилии, имени, отчества детей. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ, либо об отказе во включении в реестр (часть 5 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ).
Из содержания положений части 8 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ следует, что уполномоченные органы местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в соответствующий реестр, а в случае присвоения гражданину нового реестрового номера в соответствии с частью 2 статьи 5(1) Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ со дня присвоения нового реестрового номера, принимают решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, постановлением Администрации от 17 августа 2016 года № 2450 Нескромных С.В. и Нескромных Л.А., являющиеся родителями трёх несовершеннолетних детей: Нескромных Д.С., Нескромных И.С. и Нескромных З.С., включены в реестр граждан, имеющих трёх и более детей и подавших заявление о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ.
Согласно уведомлению управления муниципальной собственности города Владивостока от 17 августа 2016 года № 8785/20у на момент включения в соответствующий реестр Нескромных С.В. и Нескромных Л.А. был присвоен реестровый номер 3433.
По состоянию как на дату обращения административных истцов в суд с административным исковым заявлением (8 августа 2019 года), так и на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (31 марта 2021 года) Администрация не приняла решения в порядке части 8 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ.
Разрешая административный спор, Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ, установив, что органом местного самоуправления не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых и достаточных мер по формированию земельных участков для последующего их предоставления гражданам, имеющим трёх и более детей, указал в решении, что со стороны Администрации было допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению Нескромных С.В. и Нескромных Л.А., в связи с чем возложил на административного ответчика обязанность принять меры по восстановлению прав административных истцов с соблюдением порядка, установленного Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ.
Из содержания статей 4, 5 и 5(1) Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ следует, что уполномоченный орган местного самоуправления обязан: принять меры по образованию необходимого количества земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; сформировать и опубликовать перечень таких земельных участков; в случае, если в реестр включено более одного человека, провести жеребьевку в отношении образованных земельных участков; в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в реестр принять решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Однако, вопреки доводам кассационной жалобы, применительно к данному административному делу, со стороны Администрации, как верно указали суды, не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых мер, направленных на обеспечение административных истцов в период с августа 2016 года по март 2021 года земельным участком в рамках реализации их прав, предусмотренных пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что исполнение обжалуемого решения суда в части принятия мер по восстановлению прав Нескоромных С.В., Нескоромных Л.И., Нескоромных Д.С., Нескоромных И.С., Нескоромных З.С. приведёт к нарушению прав третьих лиц, которые были включены в реестр ранее административных истцов, несостоятельны, поскольку, руководствуясь пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность принять соответствующие меры с соблюдением положений Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-КЗ, при этом суд не нарушил компетенцию органа местного самоуправления и не предопределил решение (действие), которое должна принять (совершить) Администрация при реализации своих полномочий, определённых указанным краевым законом.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов судов, по существу они направлены на переоценку доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела.
Вместе с тем положениями части 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по иной оценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Владивостока – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи