Дело №
Р—РђРћР§РќРћР• РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 декабря 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Змеевской В.С.,
при секретаре Ткач А.Р.,
с участием представителя истца Горбунова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Валькову С. Ю. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит суд признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
РСЃРє обоснован тем, что решением Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ <адрес> РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– РѕС‚ В«10В» августа 2012 РіРѕРґР° «О даче согласия гражданам-членам РћРљ В«<данные изъяты>В» РЅР° разработку проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 РіР°, расположенных РІ районе <адрес>, для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки)В» дано согласие гражданам-членам РћРљ В«<данные изъяты>В» РЅР° разработку комплексного проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 РіР°, для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки), расположенных РІ районе <адрес>.
РќР° основании решения Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– РѕС‚ В«7В» марта 2014 РіРѕРґР° «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка Рё передаче РІ собственность гражданам-членам РћРљ В«<данные изъяты>В» земельных участков площадью РїРѕ 0,06; 0,08 Рё 0,1 РіР° для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки) РїРѕ <адрес>В» ответчику РІ собственность передан спорный земельный участок.
Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Решение Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– РѕС‚ В«7В» марта 2014 РіРѕРґР° «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка Рё передаче РІ собственность гражданам-членам РћРљ В«<данные изъяты>В» земельных участков площадью РїРѕ 0,06; 0,08 Рё 0,1 РіР° для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки) РїРѕ <адрес>В» является незаконным, заявления членов РћРљ В«<данные изъяты>В» Рѕ выделении земельных участков РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ бесплатной приватизации РЅРµ поступали, проект землеустройства РѕС‚ граждан-членов кооператива РЅРµ предоставлялся, РЅРµ разрабатывался Рё РЅРµ согласовывался органами государственной власти, РїРѕ представленному кооперативом проекту отвода земельного участка согласования СЃ Главным управлением Госкомзема РІ Рі. Севастополе Рё Управлением градостроительства Рё архитектуры Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрации отсутствуют. Указанное свидетельствует Рѕ том, что земельный участок, находящийся РІ собственности ответчика незаконно был поставлен РЅР° кадастровый учет, то есть РѕРЅ выбыл РёР· государственной собственности РІ нарушение РЅРѕСЂРј законодательства, действующего РЅР° момент возникновения правоотношений.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке.
Руководствуясь положениями статей 113, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие возражений представителя истца, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к следующему.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РЅР° основании решения Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– РѕС‚ В«07В» марта 2014 РіРѕРґР° «Об утверждении проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка Рё передаче РІ собственность гражданам-членам РћРљ В«<данные изъяты>В» земельных участков площадью РїРѕ 0,06; 0,08 Рё 0,1 РіР° для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки) РїРѕ <адрес>В» ответчику РІ собственность передан земельный участок общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу:Рі. Севастополь, <адрес>, кадастровый в„–.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
РР· статьи 9 Земельного кодекса Украины, РІ редакции, действовавшей РЅР° момент принятия распоряжения, следовало, что Рє полномочиям Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета РІ области земельных отношений РЅР° его территории относились, РІ частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады РіРѕСЂРѕРґР°, Р° также передаче земельных участков коммунальной собственности РІ собственность граждан Рё юридических лиц.
Документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее на территории города Севастополя законодательством, является решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
Материалы дела РЅРµ содержат доказательств обращения ответчика РІ Рнкерманский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Совет Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя СЃ ходатайством Рѕ предоставлении РІ собственность СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, сведений Рѕ получении ответчиком соответствующего разрешения РЅР° разработку проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка, Р° также утверждения уполномоченным органом проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка ответчику Рё предоставления его РІ собственность ответчика.
Таким образом, РЅР° момент принятия решения Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– РѕС‚ В«7В» марта 2014 РіРѕРґР°, земельный участок РЅРµ был сформирован РІ соответствии СЃ требованиями земельного законодательства, соответственно, РЅР° основании статьи 79 Земельного кодекса Украины спорный земельный участок РЅРµ РјРѕРі быть объектом гражданских прав.
В силу положений части 4 статьи 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.
Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не образован - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения облгосадминистрации по вопросам градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины).
Согласно части 4 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, разработчик представляет на согласование в орган, определенный в части первой статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи - заверенные им копии проекта.
Р’ нарушение требований части 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, решением Рнкерманского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета Балаклавского района РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя в„– РѕС‚ В«10В» августа 2012 РіРѕРґР° «О даче согласия гражданам-членам РћРљ В«<данные изъяты>В» РЅР° разработку проекта землеустройства РїРѕ отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 РіР°, расположенных РІ районе <адрес>, для строительства Рё обслуживания жилых РґРѕРјРѕРІ, хозяйственных построек Рё сооружений (приусадебные участки)В» разрешение РЅР° разработку проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка предоставлено РЅРµ гражданам-членам кооператива, Р° кооперативу, проект отвода земельного участка утвержден также кооперативу.
Согласно протоколу заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулировании земельных и водных отношений, было принято решение отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10,0 га и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» (согласно приложению) земельных участков площадью по 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в районе <адрес>. В графе альтернативное решение указано: утвердить проект, передать в собственность граждан (рукописный текст).
Между тем, из материалов дела усматривается, что вопреки положениям ст. ст. 81, 116, 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства по отводу земельных участков гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» не согласован с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации, обязательная государственная экспертиза проекта землеустройства по отводу земельных участков ОК «<данные изъяты>» не проводилась, положительное заключение государственной экспертизы проекта не получено.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Установленные факты свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо его воли собственника.
Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по обращению с данным иском суд отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее - Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Рсковые требования Рѕ признании отсутствующим права собственности РЅР° спорный земельный участок Рё исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение СЃСѓРґР° РѕР± истребовании Сѓ ответчика СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка СѓР¶Рµ влечет наступление соответствующих правовых последствий РІ силу Закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.
При указанных обстоятельствах, исковые требования законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-235Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РёР· незаконного владения Валькова РЎ. Р®. земельный участок общей площадью <данные изъяты> РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: Рі. Севастополь, <адрес>, кадастровый в„–, РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации– РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Валькова С. Ю. в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.С. Змеевская
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29 декабря 2017 года