Решение по делу № 33а-958/2019 от 25.09.2019

Судья Богзыкова Е.В. № 33а-958/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 октября 2019 года г. Элиста

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Говорова С.И. и Кутлановой Л.М.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Огультинова В.Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе административного истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 июня 2019 года по делу № 2а-1346/2019.

Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Огультинова В.Е., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Огультинов В.Е. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 22 марта 2019 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с ухудшением им своих жилищных условий. Считает указанное решение незаконным, поскольку оно противоречит требованиям Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2018 года исковые требования его отца ФИО1 к нему удовлетворены, он (Огультинов В.Е.) признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <Данные изъяты>, где был зарегистрирован с 18 мая 2002 года, поскольку фактически по указанному адресу не проживает, коммунальные услуги не оплачивает и не принимает участия в содержании квартиры. Жена истца ФИО2 и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: <Данные изъяты>. Вместе с тем, со дня регистрации брака – с <Данные изъяты> года он и члены его семьи не имеют в собственности благоустроенного жилого помещения, проживали на съемных квартирах. В настоящее время истцу предоставлено служебно-жилое помещение по месту работы в <Данные изъяты>, где он работает в должности <Данные изъяты>. Наличие постоянной регистрации в родительском доме не свидетельствует об обеспечении истца и его семьи жилой площадью, кроме того, проживание по данному адресу невозможно ввиду территориальной удаленности от места работы. Просил суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на его учет для получения единовременной социальной выплаты от 22 марта 2019г.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Огультинова В.Е. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Огультинов В.Е. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Ссылается на ошибочность выводов суда в части возникновения права собственности истца на приватизированное жилое помещение его отца в <Данные изъяты>, в связи с тем, что истец не включен в договор приватизации указанного жилья от 7 февраля 1995 года. Регистрация в жилом помещении гражданина, фактически в нем не проживающего, по мнению истца, не может служить основанием для возникновения или сохранения права пользования жилым помещением. При отсутствии права собственности на принадлежащее отцу жилье, отсутствии обязательств по содержанию указанного жилья, признание истца утратившим право пользования жилым помещением нельзя расценить как ухудшение им своих жилищных условий. Кроме того, Огультинов В.Е. на момент подачи в комиссию заявления имел семью: супругу и двоих несовершеннолетних детей. Если бы он прописал в доме отца в <Данные изъяты> свою семью, истец и его семья были бы обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, что, в свою очередь, дает право истцу на получение единой социальной выплаты. Считает, что он не совершал действий по ухудшению жилищных условий, а суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства дела и вынес незаконное решение.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лицо, участвующее в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что Огультинов Е.Б. намеренно ухудшил свои жилищные условия, что, в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, подпункта «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, влечет обязанность комиссии отказать в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Оспариваемое решение комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия № 1 об отказе в постановке Огультинова Е.Б. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято в рамках полномочий, предоставленных комиссии.

С выводами суда следует согласиться.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 4 указанного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012года № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Указанный перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

В силу подпункта «б» пункта 15 сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, совершенные с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, являются основанием к отказу в постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Огультинов В.Е., <Данные изъяты> года рождения, с 23 октября 2008 года по настоящее время является сотрудником уголовно-исполнительной системы России, проходит службы в должности <Данные изъяты>. Выслуга лет по состоянию на 1 марта 2019 года составляет в календарном исчислении <Данные изъяты>, в льготном исчислении – <Данные изъяты>.

4 марта 2019 года Огультинов В.Е. обратился в комиссию УФСИН России по Республике Калмыкия с рапортом о принятии (постановке) его и членов его семьи (жены и двоих детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».

Согласно выписке из протокола от 22 марта 2019 года № 1 заседания комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Огультинову В.Е. отказано в постановке на учет для получения единой социальной выплаты на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение своих жилищных условий.

Из указанного протокола следует, что на момент подачи Огультиновым В.Е. рапорта он с 4 марта 2015 года по 27 февраля 2020 года, его жена ФИО2 с 31 октября 2014 года по 29 октября 2019 года, дочь ФИО3, <Данные изъяты> года рождения, с 31 октября 2014 года по 29 октября 2019 года, дочь ФИО4, <Данные изъяты> года рождения, с 13 октября 2014 года по 29 октября 2019 года временно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <Данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности матери жены истца ФИО5. Общая площадь этого жилого помещения составляет 97,2 кв.м., постоянно зарегистрировано 4 человека, соответственно, обеспеченность жильем составляет 24,3 кв.м. на одного человека. Согласно выписке из похозяйственной книги № 1 (лицевой счет № 53), выданной Администрацией Шаттинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 13 февраля 2019 года за исх. № 7, ФИО2 – с 25 января 2003 года, ФИО3 – с 16 января 2009 года, ФИО4 – с 10 января 2012 года постоянно зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем отцу ФИО2 – ФИО6 (отцу жены административного истца) по адресу: <Данные изъяты>, общей площадью 49,9 кв.м., всего в этом жилом помещении зарегистрировано 10 человек. Огультинов В.Е. с 18 мая 2002 года по 21 марта 2018 года был постоянно зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <Данные изъяты>, общей площадью 89,3 кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО1, где, согласно выписке из домовой книги от 11 февраля 2018 года, постоянно зарегистрированы 5 человек, соответственно, обеспеченность жильем составляет 17,86 кв.м. на одного человека. Огультиновым В.Е. представлена копия решения Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2018 года, согласно которому, Огультинов В.Е. признан утратившим право пользования жилым помещением, при этом он признал иск своего отца ФИО1, что Комиссией расценено как добровольный отказ от пользования спорным жилым помещением.

Из материалов гражданского дела № <Данные изъяты> видно, что 7 февраля 2018 года ФИО1 обратился в Лаганский районный суд Республики Калмыкия с иском к Огультинову В.Е. о признании его утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <Данные изъяты>. В обоснование иска ФИО1 указал, что ответчик Огультинов В.Е. не несет бремени содержания дома, не оплачивает коммунальные услуги, не осуществляет уход за домом, не бывает по указанному адресу с 2002 года. 13 февраля 2018 года ответчик Огультинов В.Е. ознакомился с исковым заявлением ФИО1, исковые требования признал, собственноручно написал заявление о признании иска. Решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 15 февраля 2018 года, которым Огультинов В.Е. признан утратившим право пользования жилым помещением, вступило в законную силу 16 марта 2018 года.

По сообщению миграционного пункта МО МВД России «Лаганский» на основании указанного решения суда Огультинов В.Е. 21 марта 2018 года снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <Данные изъяты>.

Таким образом, признав исковые требования ФИО1, Огультинов В.Е. фактически добровольно отказался от права пользования данным жилым помещением. В результате жилищные условия Огультинова В.Е. намеренно ухудшены.

Действия Огультинова В.Е. свидетельствуют о намерении получить единовременную социальную выплату в большем размере, без учета его права пользования жилым помещением по адресу: <Данные изъяты>, что, в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, подпункта «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, является основанием к отказу в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого административным истцом решения комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия от 22 марта 2019 года является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца права собственности на жилое помещение по адресу: <Данные изъяты>, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство правового значения по делу не имеет. Судом установлено, что Огультинов В.Е., намеренно ухудшил свои жилищные условия, отказавшись от права пользования указанным жилым помещением.

Ссылки в жалобе на то, что наличие у истца права пользования жилым помещением в <Данные изъяты> не повлияло бы на обеспеченность его семьи общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения комиссии. Так, по делу установлено, что действия по намеренному ухудшению жилищных условий совершены административным истцом с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере, что является основанием к отказу в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом по делу не допущено. Оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 июня 2019 года по делу № 2а-1346/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Огультинова В.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи С.И.Говоров

Л.М.Кутланова

33а-958/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Огультинов В.Е.
Ответчики
УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Кутланова Людмила Матвеевна
Дело на сайте суда
vs.kalm.sudrf.ru
21.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
22.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее