Решение по делу № 3а-267/2018 от 19.02.2018

Дело № 3а - 267/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                                                                 18 апреля 2018 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Гущевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Вавилычевой Ю.А.,

с участием представителя административного истца Дегтярева Андрея Анатольевича - Матвеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дегтярева Андрея Анатольевича об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Дегтярев Андрей Анатольевич обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 344 000 (один миллион триста сорок четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.11.2013 г.

В обоснование Дегтярев А.А. указал, что данный земельный участок принадлежит ему на праве собственности, что свидетельством о государственной регистрации права серии от 13.05.2014 г.

Постановлением Правительства Нижегородской области № 863 от 10.12.2014 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.11.2013 г. определена в размере 8 244 151,65 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.12.2017 г.

Заявленный размер рыночной стоимости подтвержден отчетом об оценке от 25.12.2017 г., выполненным оценщиком ООО «Кстовская оценочная палата» ФИО7

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в добровольном порядке Дегтярев А.А. не обращался.

Административный истец считает, что кадастровая стоимость, в размере, превышающем рыночную стоимость спорного помещения, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Дегтярев А.А. просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 344 000 (один миллион триста сорок четыре тысячи) рублей по состоянию на 01.11.2013 г.

Также просит обязать административного ответчика - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» внести в реестр объектов недвижимости, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 г. в размере 1 344 000 (один миллион триста сорок четыре тысячи) рублей.

В судебном заседании, 18.04.2018 г. от представителя Дегтярева А.А. - Матвеевой С.В. поступило уточнение к административному исковому заявлению, в котором административный истец просит исключить ФГБУ «ФКП Росреестра» из числа ответчиков по делу , поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» определяет кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, результаты определения кадастровой оценки спорного земельного участка с кадастровым номером не утверждало и применительно к обстоятельствам настоящего дела, надлежащим ответчиком не является.

Кроме того просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 168 000 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 01.11.2013 г.

Правительство Нижегородской области представило позицию по делу, указало, что Постановлением Правительства Нижегородской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» от 10 декабря 2014 года № 863 утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.11.2013 г.

Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (л.д.129-136).

Заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представило в суд отзыв, в котором указало на то, что Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, что учреждение определяют кадастровую стоимость лишь вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (л.д.155-161).

От заинтересованного лица - администрации <адрес> Нижегородской области отзыв на административное исковое заявление Дегтярева А.А. не поступил.

В судебном заседании представитель административного истца Матвеева С.В. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание Дегтярев А.А., представители Правительства Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», администрации <адрес> Нижегородской области не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, согласно представленным позициям по делу.

Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца Матвееву С.В., обсудив доводы административного искового заявления, письменных позиций административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст.62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании п.5 ч.2 ст.14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст.389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Как установлено ст.390 Налогового кодекса РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст.24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 1), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, необходимые для определения кадастровой стоимости ранее не учтенных земельного участка, выявляемых ранее учтенных земельного участка, а также в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельного участка (Приложение 2), утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) в разрезе населенных пунктов, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 3), утверждены обобщенные (минимальные, средние, максимальные) показатели результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года (Приложение 4), установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по группам в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов Нижегородской области (Приложение 5), установлено, что кадастровая стоимость земельного участка улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Из материалов дела следует, что Дегтярев А.А. обладает на праве собственности земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации автосервиса, расположенным по адресу: <адрес>.

Указанное право подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 13.05.2014 г., а также кадастровым паспортом земельного участка № от 04.02.2012 г. (л.д.15,16-18).

Следовательно, Дегтярев А.А., права и обязанности которого как плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, на основании которой определяется налоговая база по земельному налогу на земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, является в силу положений ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ, ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером включен в перечень земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, результаты государственной кадастровой оценки которых, определенные по состоянию на 01 ноября 2013 года, утверждены Постановлением № 863.

В соответствии с Приложением № 1 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была установлена по состоянию на 01.11.2013 г. и составляет 8 244 151,65 рублей (п.<данные изъяты> раздела «<адрес>» (л.д.134).

Как следует из представленной информации ФГБУ «ФКП Росреестра», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.11.2013 г. Исходя из вида разрешенного использования - «для эксплуатации автосервиса», согласно Приложению 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 г. № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» отнесен к 5 группе видов разрешенного использования - «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» удельный показатель кадастровой стоимости составил 4031,37 рублей за кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приложением 1 к Постановлению от 10.12.2014 г. № 863 в размере 8 244 151,65 руб.

Иных изменений качественных и количественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, не вносилось (л.д.137-138).

Таким образом, в государственный кадастр недвижимости сведения о вышеуказанном земельном участке были внесены до 01.11.2013 г., т.е. являются ранее учтенными. Следовательно, оснований для применения в рамках настоящего дела положений ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не имеется.

Из указанного следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость, является 01 ноября 2013 года.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (статья 3).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, Дегтяревым А.А. в суд представлен отчет об оценке от 25.12.2017 г., выполненный оценщиком ООО «Кстовская оценочная палата» ФИО7, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.11.2013 г. составляет 1 344 000 рублей (л.д.22-101).

Выводы оценщика ООО «Кстовская оценочная палата» ФИО7, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщику, являющегося членом Саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческого партнерства «Межрегиональный Союз Оценщиков», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подхода, а также от иных методов в рамках сравнительного подхода суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка коммерческого использования(земельный участок под коммерческую застройку),сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.

Как следует из отчета от 25.12.2017 г., оценщиком для сравнения было отобрано 5 объектов-аналогов. С учетом имеющихся различий между аналогами и объектом оценки, оценщиком применены корректировки: на торг, на наличие коммуникаций - на основании Справочника оценщика недвижимости, Т.3 «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», Приволжского центра консалтинга и оценки, 2014 г.; на площадь участка - на основе статьи Власова А.Д. «Проблемы кадастровой оценки земельных участков под промышленными объектами в поселениях» журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации» № 1 (40), 2006 г.; на местоположение - на основании статьи Лейфера Л.А., Кашникова З.А. и др. «Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся в отдаленных районах», г. Нижний Новгород. 2007 г. (стр.42-54 Отчета л.д.62-74).

Расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом приведен в разделе 5 Отчета. Согласование величины рыночной стоимости и итоговое заключение о стоимости объекта оценки изложено в разделах 6 и 7 (стр.55-56 Отчета - л.д.75-76).

Оценщик пришел к выводу, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для эксплуатации автосервиса», расположенного по адресу<адрес>, по состоянию на 01.11.2013 г. составляет 1 344 000 (один миллион триста сорок четыре тысячи) рублей.

Однако судом установлено, что представленный Дегтяревым А.А. отчет об оценке от 25.12.2017 г. имеет недочеты при применении корректирующих коэффициентов, а именно: при корректировке на наличие инженерных коммуникаций, Оценщиком применено повышающее значение 1,17, хотя указано, что условия у всех равные - ни у объекта оценки, ни у объектов-аналогов газоснабжения не имеется (стр.51-52 Отчета - л.д.71-72); при корректировке на торг по объекту-аналогу № 1 применяется понижающее значение, 0,91, хотя условия обозначены как «продажа»,у остальных - «предложение», т.е. возможность торга (стр.53 Отчета - л.д.73).

Согласно уточнению директора ООО «Кстовская Оценочная палата» ФИО7 к Отчету об оценке от 25.12.2017 г., в Отчете об оценке на стр.49 и 51 при расчете корректировок на торг и наличие инженерных коммуникаций, была допущена техническая описка.

Из данных уточнений следует, что в пункте 5.3 «Обоснование вносимых корректировок» следует читать:

Корректировка на торг. Разница между ценой предложения и продажи. Скидка на торг зависит от объема и активности соответствующего сегмента рынка. Чем меньше активность рынка, тем больше может быть скидка на торг. Но в большинстве случаев она не превышает 10% для жилых объектов и 15…20% для объектов коммерческой и промышленной недвижимости земельных участков.

При выборе поправки на торг использовались банные аналитического исследования, приведенного специалистами ЗАО ПЦФКО. Скидка на торг при продаже земельных участков под промышленно-складскую (индустриальную) застройку принимается в размере «9%» - среднее значение интервала.

К объекту-аналогу № 2 корректировка на торг не применяется, т.к. в объявлении указана цена сделки.

Корректировка на наличие коммуникаций.

Большое влияние на стоимость оказывает степень развитости инфраструктуры. Так, участки на хорошо освоенных землеотводах ценятся значительно дороже, нежели на неосвоенных. Корректировка применялась на основании данных «Справочника оценщика недвижимости» том 3 «Корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков», издание третье, актуализированное и расширенное, авторы: Лейфер Л.А. и др.

У объекта оценки имеются коммуникации - электроснабжение, водоснабжение и канализация.

У объектов-аналогов №№ 2,3,4,5 сведения о коммуникациях в объявлении отсутствуют; у объекта-аналога №1 указано, что коммуникации находятся рядом. Так как в объявлении принято указывать самые важные характеристики объекта (в том числе: наличие коммуникаций на участке), то в случае, если продавецне отражает информацию о наличии каких-либо коммуникаций, Оценщик принимает допущение, что все коммуникации у объекта отсутствуют.

С учетом этого Оценщиком произведен расчет корректировок на наличие коммуникаций. В связи с отсутствием, как у объекта оценки, так и у объектов-аналогов газоснабжения, корректировка на газоснабжение в расчет не применялась. Согласно данному расчету, корректировка на наличие коммуникаций составляет 1,334.

После выполнения всех необходимых корректировок, исходя из расчета рыночной стоимости объекта оценки и (п.5.4), в итоге проведенных исследований, расчетов и заключений, основанных на профессиональных знаниях оценщика, сделан вывод о том, что по состоянию на 01.11.2013 г. рыночная стоимость оцениваемого объекта - земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для эксплуатации автосервиса», расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1 168 000 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч) рублей.

Уточненная рыночная стоимость объекта оценки, определенная сравнительным подходом, приведена в разделе 5.4 Уточнения к отчету об оценке (стр.5) (л.д.166-171).

При таких обстоятельствах, по мнению суда, Отчет об оценке с учетом уточнений к нему соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 08.06.2015 г. №145-ФЗ) в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке. При этом отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на юридически значимую дату - 01 ноября 2013 года.

По мнению суда, с учетом уточнений к отчету, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы, в порядке ст.ст.62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ и установив по результатам такой оценки, что отчет об оценке от 25.12.2017 г., с учетом уточнений к отчету, выполненный оценщиком ООО «Кстовская оценочная палата» ФИО7 отвечает применительно к обстоятельствам настоящего дела критериям относимости, допустимости и достоверности, что он подтверждает достоверность заявленной итоговой величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на юридически значимую дату - на 01 ноября 2013 года, суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования Дегтярева А.А. об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 ноября 2013 года в заявленном размере - 1 168 000 рублей подлежат удовлетворению.

С учетом уточнений к административному исковому заявлению, требования Дегтярева А.А. предъявлены только к Правительству Нижегородской области и Управлению Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Не могут повлечь отказ в удовлетворении заявленных Дегтяревым А.А. требований доводы Правительства Нижегородской области о том, что установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной Земельным кодексом РФ, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39, поскольку основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости, в данном случае - в отношении находящегося в собственности Дегтярева А.А. земельного участка, его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости (ст.66 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст.24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый указанной статьи).

По материалам дела, Дегтярев А.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения рыночной стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области не обращался.

С учетом разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи Дегтярева А.А. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:21:0000033:303, которая соответствует дате обращения административного истца - Дегтярева А.А. в суд с административным исковым заявлением, то есть 19 февраля 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Дегтярева Андрея Анатольевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2045+/-15,80 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации автосервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 168 000 (один миллион сто шестьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 01.11.2013 г.

Датой подачи заявления Дегтярева Андрея Анатольевича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 19 февраля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Нижегородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья областного суда                    Н.В. Гущева

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2018 года.

3а-267/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дегтярев А.А.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Другие
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Администрация г.Дзержинска Нижегородской области
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородс
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
19.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.04.2018[Адм.] Судебное заседание
18.04.2018[Адм.] Судебное заседание
18.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее