Решение по делу № 2-103/2015 от 28.01.2015

№ 2 - 103/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Звенигород Московская область              06 февраля 2015 года

    Звенигородский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                     Солодовой А.А.,

с участием представителя заявителя Афанасьева С.В. по доверенности
ФИО3, представителя администрации городского округа Звенигород по доверенности ФИО4,

при секретаре судебного заседания                 Купцовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Афанасьева С.В. об обжаловании решения Администрации городского округа Звенигород об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды,

у с т а н о в и л:

Афанасьев С.В. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Администрации городского округа Звенигород об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка.

В обоснование заявления указывает, что Дата обезличена он обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 7 лет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Решением заместителя главы администрации городского округа Звенигород от Дата обезличена ему было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в данном населенном пункте. Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку указанные в нем основания для отказа в предоставлении земельного участка Федеральным законом от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а также земельным законодательством не предусмотрены. Просит признать отказ администрации городского округа Звенигород от Дата обезличена в предоставлении в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства незаконным и возложить на администрацию городского округа Звенигород обязанность провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды данного земельного участка.

В судебном заседании представитель Афанасьева С.В.по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержал, просил признать незаконным отказ администрации городского округа Звенигород Московской области, выразившийся в отказе в предоставлении земельного участка в аренду, оформленный в виде письма от Дата обезличена, обязать администрацию провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды данного земельного участка.

Представитель администрации городского округа Звенигород по доверенности ФИО4 - с заявлением не согласилась, пояснила, что Афанасьеву С.В. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по тем основаниям, что он не является жителем населенного пункта, в котором находится испрашиваемый земельный участок. При этом также пояснила, что Афанасьев С.В. не является единственным обратившимся с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства».

Заслушав позиции участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд, принимая во внимание, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не связан основаниями и доводами заявленных требований, приходит к следующему.

Как установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что при рассмотрении дела в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25).

В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что Афанасьев С.В. зарегистрирован по месту постоянного проживания в <адрес>. Дата обезличена Афанасьев С.В. в статусе индивидуального предпринимателя обратился в администрацию городского округа Звенигород с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 7 лет земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. Данное заявление зарегистрировано администрацией городского округа Звенигород за вх. от Дата обезличена (л.д. 7).

На заявление ИП Афанасьева С.В. вх. от Дата обезличена заместителем Главы администрации ФИО5 заявителю предоставлен ответ от Дата обезличена за , в котором со ссылкой на ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» указано, что земельные участки с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в данном населенном пункте, в связи с чем предоставить заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок не предоставляется возможным (л.д. 8).

Кроме того, из представленных представителем администрации городского округа Звенигород материалов следует, что Афанасьев С.В., действующий в статусе индивидуального предпринимателя, Дата обезличена подал на имя Главы городского округа Звенигород девять заявлений о предоставлении ему земельных участков в аренду на территории городского округа Звенигород.

Вместе с тем, представителем заинтересованного лица также представлены сведения о том, что Афанасьев С.В. не является единственным обратившимся с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с видом разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства» с момента публикации информации в газете «Звенигородские ведомости». С подобными заявлениями обратилось еще три лица, в том числе в отношении спорного земельного участка, о предоставлении которого в администрацию городского округа Звенигород обратилась многодетная семья.

Разрешая по существу возникшие правоотношения, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 3 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3).Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).

В соответствии со ст. 4 этого же Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен ст. 34 ЗК РФ.

Так, в силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).

Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

По смыслу п. п. 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Разрешая заявленные требования, суд с учетом вышеуказанных норм права, исходит из того, что поскольку заявитель Афанасьев С.В. постоянно проживает в <адрес>, то он не вправе требовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа Звенигород Московской области.

При этом, согласно предоставленных администрацией городского округа Звенигород сведений, имеются лица, обладающие правом на предоставление земельных участков указанной категории, обратившиеся в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями.

Довод заявителя о том, что он зарегистрирован по месту постоянного проживания в сельском поселении в пределах Московской области, а потому вправе претендовать на земельный участок под личное подсобное хозяйство на территории городского округа Звенигород, расположенного в Московской области, основан на неправильном толковании положений п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", поскольку одним из условий наделения гражданина земельным участком является его связь с определенным населенным пунктом через постоянное проживание.

Наряду с изложенным, из материалов дела усматривается, что заявитель, обращающийся в суд как физическое лицо, обладает статусом индивидуального предпринимателя и согласно представленным материалам Афанасьев С.В. как индивидуальный предприниматель Дата обезличена подал в администрацию городского округа Звенигород заявления о предоставлении ему в аренду девяти земельных участков на территории городского округа Звенигород. Кроме того, согласно пояснений представителя заявителя, данных им в судебном заседании, Афанасьев С.В. имеет в аренде земельные участки на территории Московской области.

С учетом вышеизложенного, суд делает вывод о том, что в данном случае предоставление заявителю спорного земельного участка в аренду может привести к нарушению рационального и эффективного использование земли, предусмотренного ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что у истца отсутствует право на приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на территории городского округа Звенигород.

Анализ представленных суду доказательств в их совокупности, с учетом приведенных правовых норм, и исследованных судом обстоятельств, суд находит установленным, что решение администрации городского округа Звенигород об отказе заявителю в предоставлении земельного участка в аренду правомерно и обосновано, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Афанасьева С.В., а поэтому в удовлетворении заявленных требований об оспаривании данного решения органа местного самоуправления следует отказать.

Требования о возложении на ответчика обязанность провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка являются производными от заявленных требований о признании незаконным отказа администрации городского округа Звенигород от Дата обезличена в предоставлении в аренду земельного участка, а поэтому в их удовлетворении также следует отказать.

Поскольку установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым решением, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении заявления Афанасьева С.В. об обжаловании решения Администрации городского округа Звенигород об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, обязании провести торги (конкурс, аукцион) по предоставлению права на заключение договора аренды – отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                            А.А. Солодова

Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 февраля 2015 года.

2-103/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Афанасьев С.В.
Другие
Администрация г.о. Звенигород
Суд
Звенигородский городской суд Московской области
Дело на странице суда
zvenigorod.mo.sudrf.ru
28.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2015Передача материалов судье
29.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2015Подготовка дела (собеседование)
02.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2015Судебное заседание
10.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2015Дело оформлено
14.05.2015Дело передано в архив
06.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее