№а-№
УИД- 23RS0№-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2022 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО3, с участием представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий, решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения.
В обоснование требований указывает, что решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20 расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес> (в 3,0 км., от <адрес> по направлению на Запад) состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, утвержден проект межевания земельных участков, кадастровый номер земельного участка или земельных участков, из которого (которых) осуществляется выдел земельных участков в счет земельной доли или земельных долей: 23:12:0904000:20, количество земельных участков, которые выделяются в счет земельной доли или земельных долей: 32. Одновременно с этим на общем собрании участников долевой собственности утвержден перечень собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории. В результате выдела земельных участков из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:20 образованы земельные участки, которые будут находиться в частной собственности, в том числе ФИО1 площадью 620 000 кв.м.
ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 620 000 кв.м., образуемого при выделе его в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:20.
По результатам рассмотрения заявления государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, причиной принятого решения послужило отсутствие в представленных документах перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей долевой собственности на образуемые земельные участки и соответственно не представляется возможным однозначно определить обозначение образуемых земельных участков в счет выдела конкретного лица. ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
ФИО1 считает указанные решения государственного регистратора необоснованными и полагает, что представленные в орган регистрации вместе с заявлением документы позволяли произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении земельного участка площадью 620 000 кв.м., образуемого при выделе его в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером 23:12:№:20.
Учитывая изложенные обстоятельства, ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю незаконными. Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по выделу земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20, расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес> (в 3,0 км., от <адрес> по направлению на Запад), принятое государственным регистратором по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № незаконным. Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по выделу земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20, расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес> (в 3,0 км., от <адрес> по направлению на Запад), принятое государственным регистратором по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № незаконным.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен должным образом.
Представитель административного истца в судебном заседании требования административного иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании требования административного иска не признала, просила отказать.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просила принять законное и обоснованное решение.
Выслушав мнения явившихся участников, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0904000:20 расположенный по адресу: Краснодарский край, <адрес> (3,0 км., западнее <адрес>) имеет следующие характеристики: участок сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадь 4 224 851 кв.м.
В отношении исходного земельного участка зарегистрировано право общей долевой собственности, где административный истец в числе собственников.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 620 000 кв.м., образуемого при выделе его в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:20.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – ФЗ №).
В соответствии с положениями статьи 14 ФЗ № государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
На рассмотрение в регистрирующий орган помимо заявления, административным истцом представлены: протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 ФЗ № государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В ходе правовой экспертизы документов предоставленных административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю государственным регистратором выявлено, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ №), в связи с чем, производство регистрационных действий ДД.ММ.ГГГГ приостановлено.
В соответствии со статьей 27 ФЗ № в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что в течение срока приостановления, причины препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона административным истцом устранены не были, ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-25975688/209.
Из материалов административного дела следует, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило отсутствие в представленных документах перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей долевой собственности на образуемые земельные участки и соответственно не представляется возможным однозначно определить обозначение образуемых земельных участков в счет выдела конкретного лица.
Суд, изучив материалы регистрационного дела, считает указанное решение государственного регистратора законным, а выводы правовой экспертизы обоснованными.
Согласно части 6 статьи 47 ФЗ № основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должна быть приложена, заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (ч.1 ст.21 ФЗ №).
Согласно пункта 3 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
На основании статьи 14 названного Федерального закона владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.
Согласно пункта 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (пункт 5 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
При образовании земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, подлежат учету ограничения в отношении предельных размеров (минимальных, максимальных) образуемых земельных участков и требования к соблюдению установленной законом процедуры.
Выделяемый земельный участок должен соответствовать размеру земельной доли с возможным отклонением площади, исключительно по естественным причинам, связанным с состоянием почвы, в целях соблюдения баланса интересов всех участников долевой собственности.
Каждая из долей в силу статей 12,13,15 Закона №101-ФЗ является самостоятельным объектом права. Вопросы о выделе земельных участков в счет земельных долей и о размере оставшейся доли в измененном земельном участке определяются общим собранием участников долевой собственности.
Между тем, в разбираемом случае приведенные положения законы административным истцом учтены не были.
В представленном протоколе общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20 от ДД.ММ.ГГГГ собственники долей не указали в счет каких долей выделяются земельные участки. Кроме того, в протоколе не поименованы земельные участки с привязкой к собственникам земельных долей, за счет которых они образуются.
Так в протоколе указано, что из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:20 будут образованы в соответствии с проектами межевания земельные участки в счет принадлежащих долей, а именно ФИО1, площадью 620000 кв.м., по второму вопросу протокола указано, что в результате образования земельных участков из исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:20, будут образованы земельные участки, которые будут находиться в частной собственности следующих лиц – ФИО1 площадью 620 000 кв.м.
Таким образом, учитывая, что представленный на правовую экспертизу протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0904000:20 от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует приведенным требованиям государственный регистратор принял решение которое, суд считает правомерными и при установленных обстоятельствах не усматривает законных оснований для производства регистрационных действий по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 620 000 кв.м., образуемого при выделе его в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0904000:20.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об отказе в удовлетворении требований.
Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований законодательства о государственной регистрации недвижимости, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании действий, решения,- отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.
В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Председательствующий: