Решение по делу № 2а-368/2021 от 07.10.2021

Дело № 2а-368/2021

УИД 21RS0014-01-2021-000522-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 ноября 2021 года                                                                                                      п. Урмары

Урмарский районный суд Чувашской Республики,

в составе:

председательствующего судьи Калининой Л.А.,

при секретаре судебного заседания КСГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившегося в не проведении кадастровых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка под общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, обязании провести межевание земельного участка, занятого указанным общественным кладбищем, осуществить постановку на кадастровый учет указанного земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

(адрес изъят) ЧР обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившегося в не проведении кадастровых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка под общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, обязании провести межевание земельного участка, занятого указанным общественным кладбищем, осуществить постановку на кадастровый учет указанного земельного участка в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой (адрес изъят) ЧР в администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ), в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства РФ.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организаций ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 9 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами, в том числе воинскими и гражданскими захоронениями.

Как следует из ч. 1 ст. 8 Закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществленияпогребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбищапредназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо порешению специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Общественные кладбища находятся в ведении органов местногосамоуправления.

Статьей 16 Закона № 8-ФЗ предусмотрено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеютправо на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказываютвредного воздействия на человека.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, втом числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических)Мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальнымипредпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17 Закона № 8-ФЗ деятельность наместах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных         помещений,           организации          и      проведению         санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Как следует из п. 53, 54 СанПиН 2.1.3684-21 при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой, система дренажа, обваловка территории кладбища, разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории, подъездные пути автостоянки. Площадь участков для размещения мест захоронения должна быть более 70% общей площади кладбища.

Проверкой, проведенной в мае 2020 года установлено, что на территории (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) (южнее (адрес изъят)) расположено общественное кладбище. Земельный участок под указанным общественным кладбищем разграничен и на кадастровый учет не поставлен. Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных гранту; земельного участка, не приведение территории кладбища в соответствие нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду приосуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлений санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечении безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

По факту выявленных нарушений в адрес главы администрацииШигалинского сельского поселения (адрес изъят) (дата) внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Проведенной проверкой исполнения ранее внесенного представленияустановлено, что фактически нарушения не устранены.

Указав, что способом, которым в данном случае могут быть защищены права неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре, ссылаясь на ст. 39 КАС РФ, прокурор просил: признать незаконным бездействие администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившееся в не проведении кадастровых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка под общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики. Обязать администрацию Шигалинского сельского поселений(адрес изъят) Чувашской республики провести межевание земельногоучастка, занятого общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, расположенного южнее (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят), осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, расположенного южнее (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят), в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики ДЕВ исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, и вновь привел их суду. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик – администрация Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, возражений на иск не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Несоблюдение федеральных законов подрывает конституционный принцип правового государства и нарушает интересы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования Шигалинское сельское поселение (адрес изъят) ЧР расположено общественное кладбище в южной части (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят). Земельный участок, занятый под указанным кладбищем, в муниципальную собственность не оформлен, его правовой режим не определен. Данное обстоятельство подтверждается справкой помощника прокурора (адрес изъят) ДЕВ от (дата) и административным ответчиком не оспорено.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июля 2011 N 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ.

В силу п. п. 1, 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем их выделения.

В нарушение указанных норм закона администрация Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) ЧР не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельный участок, занятый кладбищем, не оформлен в муниципальную собственность.

Согласно ст. ст. 209, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования, закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательном праве, в том числе праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.

Следовательно, земли кладбищ могут находиться как в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованиям во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, к услугам по организации похорон и связанным с ними услугами (код 96.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 96.03.11); услуги по захоронению (код 96.03.11.100); услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения (код 96.03.11.300).

Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятые кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этих кладбищах для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации земли гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение цели назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.

Согласно ст. 17 п. 3, п. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Частью 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Частью 4 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (например, земельный участок); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.

В нарушение названных норм законодательства администрацией Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) ЧР правоустанавливающие документы на земельный участок под кладбищем, расположенным южнее (адрес изъят) ЧР, не оформлены, в реестр муниципальной собственности земельный участок не включен, на баланс администрации и на кадастровый учет не поставлен, его межевание не проведено, в связи с чем, невозможно оформление права собственности на него, так как он не сформирован.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, бездействие администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) ЧР, выраженное в неоформлении права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, расположенным южнее (адрес изъят) ЧР, является незаконным, влечет за собою нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, поэтому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, административный иск прокурора следует удовлетворить и обязать администрацию Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) ЧР включить в реестр муниципальной собственности, оформить правоустанавливающие документы на земельный участок под вышеуказанным кладбищем.

Принимая во внимание, что для оформления права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, необходимо провести межевые работы, постановку на кадастровый учет, что требует значительного времени и затрат бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, суд считает возможным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей, направленных на оформление в муниципальную собственность земельного участка, занятого кладбищем в течение 1 (одного) года с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 и 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора (адрес изъят) Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики удовлетворить.

Признать бездействие администрации Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, выразившееся в не проведении кадастровых работ с целью уточнения границ и площади земельного участка под общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, незаконным.

Обязать администрацию Шигалинского сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики провести межевание земельного участка, занятого общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, расположенного южнее (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят), осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого общественным кладбищем (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят) Чувашской Республики, расположенного южнее (адрес изъят) сельского поселения (адрес изъят), в течение 1 (одного) года с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 08 ноября 2021 года.

Судья                                                                                                                       Л.А. Калинина.

2а-368/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Урмарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Шигалинского сельского поселения Урмарского района Чувашской Республики
Суд
Урмарский районный суд Чувашии
Судья
Калинина Л.А.
Дело на странице суда
urmarsky.chv.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация административного искового заявления
07.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее