Дело № 2-371/2022
УИД 21RS0012-01-2022-000439-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 мая 2022 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М.,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,
представителя ответчика администрации Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшова Н.Е., главы администрации,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности по установлению конструкций пандуса и поручней,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по установлению конструкций пандуса и поручней у центрального входа в административное здание администрации Юнгинского сельского поселения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики в ходе обследования административного здания администрации Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по вышеуказанному адресу, выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: у входа в административное здание отсутствуют пандусы и поручни для инвалидов. Установлено, что администрация Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики является органом исполнительной власти, предоставляет государственные (муниципальные) услуги населению сельского поселения.
На представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № администрации поселения сообщила о невозможности устранения нарушений в связи с отсутствием денежных средств.
Представитель истца Читнаева О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Кудряшов Н.Е. исковые требования признал, заявил о согласии с иском.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает необходимым рассмотреть дело по существу при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательном Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу ст. 9 указанного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в силе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О установлено, что закрепляющее названную обязанность положение части первой ст. 15 Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между субъектами. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
Пунктом 1.1 указанного Свода правил предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Согласно п. 4.1 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, указанные положения закона должны применяться в совокупности со всеми иными нормами, действовавшими на период нарушения прав инвалидов и, в том числе, сохраняющими свое действие в настоящее время, независимо от того, что здание администрации Юнгинского сельского поселения Моргаушского района не является ни вновь вводимой в эксплуатацию, ни прошедшей реконструкцию либо модернизацию.
Вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что администрацией Юнгинского сельского поселения не обеспечен доступ в здание администрации для лиц с ограничением жизнедеятельности: отсутствуют пандусы для подъезда инвалидов на инвалидных колясках, поручни при входе. Данный факт следует из справки, составленной старшим помощником прокурора района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик данное обстоятельство не оспаривает, представитель ответчика признал. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения сообщила о невозможности устранения нарушений в связи с отсутствием денежных средств.
Достоверных, достаточных и допустимых доказательств, позволяющих суду прийти к выводу о невозможности выполнения ответчиком требований федерального закона об обеспечении доступа для инвалидов в здание администрации сельского поселения не представлено. Не является таковым довод ответчика о том, что при рассмотрении бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год не предусмотрены денежные средства на оборудование центрального входа в здание администрации поселения пандусами и поручнями. На защиту прав инвалидов не должно влиять несвоевременное решение ответчиком соответствующих вопросов, требующих безотлагательного разрешения.
При изложенных обстоятельствах требование прокурора Моргаушского района является обоснованным и подлежит удовлетворению, следует возложить на ответчика обязанность установить конструкцию пандуса и поручней у центрального входа в административное здание администрации Юнгинского сельского поселения по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
На основании ч.2 ст. 206 ГПК РФ, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как заявлено прокурором. При этом судом предоставляется ответчику время для изыскания соответствующих бюджетных средств для исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Юнгинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить конструкцию пандуса и поручней у центрального входа в административное здание администрации Юнгинского сельского поселения, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Т.М.Салдыркина
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2022 года.